В Карелии создаются новые барьеры для получения статуса малообеспеченной семьи

При расчете среднедушевого дохода семьи социальная служба считает доходом… ежемесячные расходы на ипотеку

Только утихли споры о том, считать ли доходом материнский капитал, как у малообеспеченных семей в Карелии появилась новая проблема. В нашу редакцию обратились несколько петрозаводчан, которым не удалось получить в наших органах соцзащиты временный статус малообеспеченных. Люди оказались в непростой жизненной ситуации и хотели на некоторое время заручиться социальной поддержкой от государства. Не дали.

При расчете среднедушевого дохода семьи социальная служба считает доходом… ежемесячные расходы на ипотеку
Рисунок Алексея Меринова

Даже минус – это плюс
Разбираясь в положениях семей, мы выяснили, что все они – «ипотечники», да к тому же имеют по трое детей. Еще их связывает общероссийский экономический кризис, под который они попали и с трудом «выплывают». Злые языки могут возразить - мол, зачем столько наследников заводить и  брать ипотеку, если кормить и платить нечем? Но подумайте сами: ни один нормальный банк не станет давать кредит, если семья изначально не имеет нормального (ну, хотя бы среднего) дохода. Кредитные организации, как правило, не заинтересованы в работе с малообеспеченными категориями граждан. А это означает, что в семье, которая хочет получить поддержку от государства, что-то произошло. В одном случае папа, пока жена сидит в отпуске по уходу за ребенком, теряет работу по сокращению, и несколько месяцев не может найти другую. Нет, работы в Карелии хватает, но зарплату достойную найти не так просто. Такую, чтобы, как раньше, можно было спокойно делить ее на ипотеку, еду, одежду и прочие нужды семьи.

В другой многодетной «ипотечной» семье у папы на работе тоже кризис «местного разлива». Начальники говорят: работы нет, вы отправлены в простой. И не уволиться, и не пойти на другую работу (потому как всё обещают: вот-вот), и денег не платят. Истории печальные, но банальные.
Вот и увидели выход в некоторой поддержке со стороны государства, пока снова все не образуется.
Чтобы получить помощь, необходимо иметь статус малообеспеченной семьи, а для этого социальная служба производит учет доходов. Вот здесь и начинается самое интересное. В доходы по закону включается практически все: пособия по безработице, по уходу за ребенком, разные  выплаты, премии, средства от сдачи в аренду недвижимости, продажи транспортных средств и продукции со своего огорода, получаемые алименты, и даже подаренные деньги. И это, конечно, далеко не весь список.
Камнем преткновения у петрозаводских семей и социальных работников стали ежемесячные расходы на оплату ипотеки и денежные подарки. Муж с женой говорят: мол, у нас общий доход сейчас, когда нужна помощь – 15 тысяч рублей. Соцработник уточняет траты на ипотеку и плюсует эту сумму (например, 20 тысяч) к доходам семьи. Мол, вы же берете где-то эти средства, чтобы отдать в банк! И когда ежемесячный платеж по ипотеке уменьшается, доходом считается разница между «было» и «стало». Эта сумма ведь в семье остается. Логика проста и как бы справедлива. Но ответ «помогают родственники, друзья, родители» имеет здесь обратную силу – значит и это доходы.
- Пишите: кто и сколько помогает, - говорит соцзащита. Подсчитав все, специалисты рапортуют, что семья не подпадает со своими «доходами» под статус малообеспеченных…
Определять истинный доход семьи соцзащите помогают налоговики и Росреестр, которые предоставляют данные. Кстати, считают доходы до вычета налогов (то есть большую на 13 процентов сумму, чем семья получает на руки). И это тоже по закону.

…дело рук самих утопающих
За разъяснениями мы отправились в Министерство социальной защиты, труда и занятости Карелии, к начальнику управления соцподдержки населения Марианне Егоровой. Она и пояснила, что перечень видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи – федеральный. Карельские соцработники действуют в рамках Постановления правительства РФ №512.
- Мы не придираемся, и ищем не причину, чтобы отказать, а возможность, чтобы помощь предоставить, - говорит руководитель.

Так, на местном уровне к двум видам средств, которые не считают доходами (а это выплачиваемые семьей алименты и государственная социальная помощь) добавили и пособие на ребенка из многодетной семьи, размер которого составляет 1000 рублей с учетом районного коэффициента. Сейчас, по словам Марианны Егоровой, социальная политика в республике, как и во всей России, направлена на усиление адресности. То есть в первую очередь нужно помогать тем, кто действительно нуждается, и без государственной помощи не сможет обеспечить семью минимальными потребностями. Можно, конечно, помогать всем: исключительно на основании дохода ниже прожиточного минимума. Но это приведет к тому, что помощь будут получать не только те, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией, но и те, кто может, но не предпринимает для этого никаких действий. Тогда «достанется» всем по чуть-чуть - по «три копейки», которые не дадут результата ни в первом случае, ни во втором. Адресность предполагает как оценку доходов и материального положения семьи, так и выявление причин, по которым семья попала в число нуждающихся, и оценку эффективности предоставленной государством помощи.
А тем временем в Москве разрабатывают новые методические рекомендации, в которых малоимущими не могут считаться те семьи, где есть автомобиль, второе жилье (и пусть это будет халупа в деревне «у черта на рогах») и другие, действительно зверские  параметры. Карелия уже отреагировала негативно на эти рекомендации, но от нас, понятно,  ничего не зависит. Последнее слово за федералами, и если они примут эти новые параметры, вот тогда у нас жизнь будет хуже, чем многим кажется сейчас.

Жаловаться не запрещено

Жаловались семьи и на поведение в их квартирах некоторых социальных работников, которые, насчитав три телевизора, говорят – мол, хорошо живете, какая вам еще помощь? И не важно, что два «гаджета» из трех - ламповые… Не верят, что семья не собирается продать единственную машину (на которой возят детей в сады и школы) для улучшения материального положения. В общем, относятся к просящим о помощи озлобленно и, по мнению людей, несправедливо.
Марианна Егорова говорит, что такие соцработники скорее исключение. Сродни «паршивой овце», которые есть и среди полицейских, и в медицине, и среди чиновников. Оправдывая некоторых нерадивых сотрудников, начальник управления соцподдержки населения поясняет: зарплата маленькая, работы много, текучка... Не все успевают разобраться и в законах, и в правилах. Человеческий фактор – он такой…
А вообще свое ведомство Марианна Егорова представляет вполне гуманным. Говорит, что при неоднозначной ситуации решение сразу отказать никогда не принимается. Для спорных или сложных случаев во всех центрах социальной работы существует специальная комиссия, которая может разобраться с каждой семьей индивидуально. Проверяют все сведения, а не просто верят бумаге. И если комиссия придет и увидит, что семье тяжело, нуждаются – в помощи не откажут. Не устраивает решение – приходите снова, подавайте документы. Жалуйтесь, в конце концов…

Банковская лазейка
Сегодня кто угодно может оказаться в ситуации, когда, например, сократили на работе, а у тебя большая семья и ипотека, которая съедает все оставшиеся деньги. А ведь семье нужно и питаться, и одеваться, и «коммуналку» платить. О возможных вариантах, которые существуют для подобных случаев, нам рассказали в одном из банков.

С кредитной организацией можно договориться и как бы «заморозить» ипотечный кредит, то есть его реструктуризировать. Под этим сложным термином специалисты подразумевают изменение первоначальных условий кредитования. Например, предоставить льготный  период по оплате основного долга или процентов (когда платежи становятся минимальными), а также увеличить срок кредита. К каждому «ипотечнику», попавшему в трудную ситуацию, в серьезных банках подходят индивидуально. Главное, чтобы сам заемщик был готов погашать кредит и предпринимал все попытки для разрешения проблемы. Тогда и работа специалистов банка будет построена в интересах заемщика – сохранить жилье и кредитную репутацию.

…Возвращаясь к перечню видов доходов, исходя из которых оказывается социальная  помощь: очевидно, что судиться  с государством, которое пытается ужесточить и эти правила, бесполезно. Хотя - стоит вспомнить историю с «доходным» материнским капиталом, который всем миром удалось вычеркнуть из списка доходов. Так что – чем суд не шутит?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Все полезно, что в семью полезло

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру