Секреты бизнеса карельской ведьмы

Владелица сувенирного магазина рассказала, как выйти из кризиса и как общаться с мастерами и клиентами

Сувенирных магазинов в столице Карелии довольно много, что не удивительно: потоки туристов, навещающих республику,  увеличиваются. Казалось бы, совсем не сложно зарабатывать на желании привезти домой что-нибудь исключительно карельское: открыл точку, нанял продавцов, закупил товары – и получай прибыль. Однако все не так просто. Секретами того, как выбраться из кризиса, как общаться с мастерами и успевать совмещать семейную жизнь с работой, рассказала владелица небольшого сувенирного магазина Александра Воробьева.

Владелица сувенирного магазина рассказала, как выйти из кризиса и как общаться с мастерами и клиентами

От лавки до точки

Около пяти лет назад Александра открыла на проспекте Ленина маленькую лавочку, где продавались сувениры от карельских мастеров.

– Вопрос, чем именно заниматься, не стоял: мама работала на фабрике карельских сувениров, поэтому я решила заниматься тем, что мне нравится и одновременно в чем я хорошо ориентируюсь, – рассказала Александра, которой сейчас 26 лет. – Но я решила заниматься именно продажей того, что делают настоящие ремесленники, а не хенд-мейдом (рукоделием. – Ред.).

Деньги на открытие дела – 60 тысяч рублей – Александра получила в виде гранта от властей города, как молодой предприниматель. Примерно через год появились первые прибыли и осознание того, что место надо менять – в маленький полуподвал, хотя и расположенный на главной туристической улице города, покупатели заходили не так часто, как хотелось бы. Поиски нового пристанища оказались делом непростым. По сути, единственная улица, на которой можно «поймать» клиентов сувенирного магазина – это проспект Ленина. А арендная плата там непомерно высока. Пришлось брать деньги под залог – 100 тысяч рублей хватило для того, чтобы переехать в более просторное помещение.

Тогда работа магазина строилась по стандартной схеме – владелице приносили товар на реализацию. А через несколько лет Александра стала мамой – и управление магазином пришлось на время передать родным.

– И мы ушли в «минус», – признается хозяйка магазина. – Мастера приходили ругаться из-за того, что мы отказывались брать на реализацию их продукцию. Но посудите сами – кто купит роскошный, но тяжелый и очень большой керамический горшок на семь литров? Кому придет в голову нести этот груз в поезд? Мы пытались объяснять, что такой продукт нам не нужен. Но не все мастера, увы, прислушиваются. Почему-то о тех, кто владеет каким-либо бизнесом в торговле, сложилось мнение, что мы ничего не понимаем и ничего не делаем – только гребем деньги, которыми потом не желаем щедро наделить мастеров. В то же время сообщество ремесленников очень невелико, слухи расходятся очень быстро. Я была на грани банкротства.

Полный ребрендинг

Но бросить директорское кресло и уйти работать по найму Александра не захотела. Вместо этого она прошла обучение в центре «Like», привлекла двух инвесторов (один из них временно имеет долю в бизнесе, второй получает проценты от вложений) и меньше чем за полгода получила около пяти миллионов рублей инвестиций. После чего хозяйка устроила своему магазину полный ребрендинг: изменился не только интерьер, но и название магазина, и стиль подачи товара. Теперь посетителей лавки встречают в настоящем доме карельской ведьмы – с соответствующим антуражем. Одним словом, полная смена концепции работы.

Чтобы не быть заложницей желаний и вкусов мастеров, Александра заключила около 30 договоров с ремесленниками из разных районов Карелии – сама ездила знакомиться с каждым. Теперь работники по найму по большей части ориентируются на эскизы и заказы владелицы точки сбыта. Сейчас в магазине продают разнообразное варенье, керамику, деревянную посуду и украшения, изделия из серебра, шерсти, кожи, соль с добавками. А также травяной чай – им наша собеседница занимается сама.

– Специально ездила учиться к карельским бабушкам в деревни составлять сборы. На лето нанимаю студентов, которые заготавливают сырье, закупаю упаковку, а потом принимаюсь за работу. Иногда клиенты хотят чай, а я хочу спать. У меня ребенку чуть больше года…

Все продукты, продающиеся в магазине, прошли сертификацию. Но – не в Петрозаводске. По словам Александры, получать документы было не сложно, хотя и довольно дорого. Дороже всего обошлись как раз чаи, поскольку в них больше всего ингредиентов. Мастера, поставляющие соль и варенье, получали сертификаты сами.

Сложностей с регистрацией ИП тоже не возникло, но в этом году хозяйке магазина предстоит получать новый статус – ООО, так как она планирует расширять бизнес.

«Уровень поддержки – нулевой»

Почти все молодые предприниматели, истории которых уже рассказывал «МК» в Карелии», не слишком положительно отзываются об уровне и качестве поддержки начинающих бизнесменов. Хозяйка сувенирного магазина исключением не стала:

– Да, деньги выделяются. Но кроме них нет ничего. Уровень – нулевой. Когда предприниматель-новичок начинает свое дело, он идет к налоговикам, идет в Пенсионный фонд, заполняет кипу документов. И только через год узнает, что, оказывается, его налоговые декларации никуда не годятся, потому что неправильно заполнены. Вместо того, чтобы проконсультировать, блокируют счета. Поэтому надо либо иметь много полезных знакомств, либо уметь надоедать. Поддержку получит тот, кто активно мелькает в прессе, появляется на различных событиях, участвует в конкурсах. Я бы тоже участвовала, но я не только хозяйка магазина, а еще и мама.

Помимо обучения в вышеупомянутом центре Александра занимается самообразованием: регулярно читает книги – не столько о бизнесе, сколько о других интересующих вопросах. Например, о том, как нанять персонал, как организовать свое время, как мотивировать себя на успех.

Дешевле – только даром?

Специальность продавца – одна из самых востребованных в Карелии. Казалось бы, что проще – найти, кто будет стоять за прилавком. И снова – нет. Александре пришлось сменить несколько продавцов, прежде чем нашлись подходящие. Дело в том, что работать, а не просто сидеть за кассой, хотят далеко не все.

Сейчас средний чек в магазине составляет около 500-600 рублей. В сезон – примерно две тысячи, в январе-феврале посетители в среднем уносили покупок на полторы тысячи рублей.

При этом упаковка соли с ягодами в магазине стоит около 600 рублей, примерно в 300-500 обойдется небольшая банка варенья, можно найти и более бюджетные варианты сувениров.

– Это не дорого, – уверена хозяйка магазина. – Наши цены сравнительно низки благодаря отказу от системы, при которой владельцы магазинов перекупают у поставщиков товары. Дорого само производство продукции. Да, можно было бы наладить заводское производство того же варенья или чая. Но это риск. Особенно, когда перед глазами пример той же «Ягоды Карелии»…

Деньги берут, а корицу жалеют

При этом кризис заметного влияния на объемы прибыли не оказал. В то же время в туристической отрасли наметились новые тенденции.

– Люди стали самостоятельней в путешествиях, все чаще выбирают активный туризм, а не просто осмотр достопримечательностей, – поделилась наблюдениями наша собеседница.

Несмотря на то, что бизнес приносит прибыль и даже планируется открытие двух новых магазинов, Александра Воробьева уже сейчас планирует «пути отхода», так как уверена: уже в обозримом будущем торговля сувенирами сойдет на нет. Во многом, полагает она, это произойдет из-за того, как реализуется туристический потенциал Карелии.

– Возможности у республики есть. А вот подача оставляет желать лучшего, – рассказала Александра. – Цены у нас уже достигли уровня Москвы и Петербурга на соответствующем рынке, сервис – нет. Гиды зачастую не подготовлены. Мы часто, в силу специфики работы, общаемся с путешественниками, заходящими в магазин. Наши продавцы могут рассказать больше, чем те, кто водит экскурсии. В таком виде туризм больших денег республике долго приносить не будет. Раньше или позже такая подача оттолкнет гостей.

Это – твой опыт

К тому же число знатоков каких-либо ремесел в Карелии сокращается. Молодежь не горит желанием долго постигать основы ткачества или резьбы по дереву, гораздо проще заняться обычным рукоделием – создать заколку из фетра проще, чем соткать коврик, продать хенд-мейд можно быстрее. Поэтому не исключено, что скоро магазины, у которых нет собственных мастеров, станут нерентабельны.

Пока менять сферу деятельности Александра не планирует, по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Сил, денег и времени потрачено на бизнес много.

– Тем, кто хочет открыть свой магазин – с любым ассортиментом, – я могу посоветовать только одно, – говорит Александра. – Осознать, что в первые три года бизнес будет только требовать вложений, никакой прибыли и отдыха не предвидится. Обязательно следует заранее проработать вопрос с рекламой – в соцсетях, в поисковиках, в СМИ, без нее проходимость резко падает. Мне очень помогло общение с бизнесменами. Личный пример успешных людей всегда вдохновляет. Если смог кто-то, значит, и ты сможешь. Не важно, сколько раз ты будешь пробовать – успех ни к кому сразу не приходит. Все полученное в результате – это твой опыт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру