Политшахматная фигура: Однофамилец вождя Евгений Ульянов

Вступит ли коммунист в борьбу за кресло карельского губернатора?

Команда политшахматных фигур красного цвета по-прежнему заметна в Карелии. Она устояла, несмотря на скандалы, сотрясающие ее последние годы, и даже обзавелась новым королем. Этот моложе прежнего и с весьма символичной для КПРФ фамилией – Ульянов.

Вступит ли коммунист в борьбу за кресло карельского губернатора?
Фото: Людмила Корвякова

Выборные баталии

Евгений Ульянов имеет довольно скромный опыт политшахматных игр. Что, впрочем, не удивительно, ведь в конце прошлого года ему исполнилось всего лишь 39 лет. Для настоящего политшахматного игрока это не возраст, это только начало карьеры. А дебютировал Ульянов в 2003 году. Именно тогда он первый раз пришел в коммунистическую «первичку» на Древлянке по предложению своего родственника, который ею и руководил. Пришел – и остался. Что, опять же, не удивляет, ведь даже в «лихие девяностые» он, по собственному признанию, всегда голосовал на выборах за КПРФ. В принципе, исходя из этого, можно утверждать, что Евгений Ульянов всегда болел за красную команду, но в активную игру не вступал. Да и потом, когда уже получил партбилет, он не стремился делать политическую карьеру, довольствуясь ролью скромной пешки, разносящей «Ленинскую правду» по почтовым ящикам и выполняющей другие мелкие поручения.

Однако в стареющей КПРФ не могли не заметить молодого исполнительного парня. И через четыре года он сыграл свою первую игру в выборном турнире. Это были досрочные выборы в Петросовет, и красная команда выставила его кандидатом в депутаты по восьмому округу.

Первую в жизни политшахматную партию Евгений Ульянов сыграл из рук вон плохо: занял последнюю строчку в турнирной таблице, проиграв четырем самовыдвиженцам. Такое часто бывает, ведь только практика учит настоящей игре, учебники мало помогают. А как раз практики у него и не было. Как не было и денег для полноценной игры – одна распечатанная на принтере листовка, которую сам же и расклеивал по округу, не могла обеспечить победу.

Любопытная деталь: одним из соперников нынешнего красного короля в том петросоветовском чемпионате был Илья Косенков, ныне профсоюзный ферзь Карелии, тогда же – всего лишь председатель первичной студенческой организации профсоюзов ПетрГУ. А вот в прошлогоднем выборном турнире Ульянов и Косенков играли в одной команде – профсоюзный ферзь даже покинул команду «ЕР» и был включен в партсписок коммунистов на выборах в Законодательное Собрание. Вот так порой политшахматные соперники становятся членами одной сборной.

Второй раз на штурм Петросовета Евгений Ульянов отправился в марте 2011 года. И сыграл уже гораздо лучше – занял третье место из шести возможных. Важное отличие от турнира четырехлетней давности: бороться пришлось против четырех партийных фигур и одного самовыдвиженца. Выиграл ту игру кандидат от «ЕР», а фигуре «яблочного» цвета Дмитрию Рыбакову Евгений Ульянов уступил всего один голос. Кандидаты от «справороссов» и ЛДПР, как и самовыдвиженец, остались далеко позади тройки лидеров.

Осенью того же года Евгений Ульянов принял участие в парламентском турнире. Но очень формально – был включен в партсписок региональной группы № 5. Депутатом, естественно, не стал. И до прошлого года ни в каких турнирах больше не участвовал. Но это вовсе не значит, что Ульянов не играл в политшахматы.

Король умер, да здравствует король!

Если на выборах у Евгения Ульянова не все складывалось гладко, то в игре на внутрипартийной доске КПРФ он проявил себя гораздо лучше. Еще в 2008 году, почти сразу после выборов в Петросовет, его избрали членом бюро горкома. Это уже была не просто разноска газет, а настоящая партийная работа. И совсем иная узнаваемость в коммунистической среде. А в 2012 году Ульянов перешагнул с городской на республиканскую политшахматную доску: в феврале был избран секретарем по организационно-партийной и кадровой работе республиканского комитета компартии. Одновременно стал помощником депутата Госдумы. С этого момента можно считать, что Евгений Ульянов стал не просто одной из красных политшахматных фигур, но и полноценным игроком. А игра на этом поле предстояла довольно жесткая.

Напомним тем, кто подзабыл, что королем коммунистических политшахмат в то время был Павел Хямяляйнен. Рядом с ним стояли ферзи Александр Меркушев и Александр Степанов. Евгений Ульянов по сравнению с ними выглядел всего лишь легкой фигурой – офицером (слоном). Если бы захотели, они съели бы его в один момент. Но повода не было. Да и некогда было двум Александрам отвлекаться от схватки между собой. В суть ее погружаться не будем, красные фигуры в курсе, а остальным вряд ли интересно. Отметим лишь, что 30 января 2013 года Александр Степанов был «съеден» рескомом КПРФ (его исключили из партии с формулировкой за «антипартийную деятельность», освободив заодно и от должности вице-спикера в парламенте). 

Казалось бы, ничего особенного не произошло. Но только не для Евгения Ульянова. Трещина, появившаяся в КПРФ, продолжала расширяться. Вспыхнул новый конфликт, на этот раз между Меркушевым (и не только) и Хямяляйненом (и не только). Ульянов тогда занял позицию возле короля, по сути, заняв место Степанова.

Яростные междоусобные схватки в компартии привели к неожиданному результату. На состоявшейся 14 июня 2014 года отчетно-выборной конференции Карельского отделения КПРФ делегаты не избрали в реском никого из активных участников партийного скандала. Отказали в избрании даже Павлу Хямяляйнену, который более десяти лет королевствовал на красной доске Карелии. И при таком раскладе Ульянов, прошедший в новый состав рескома, легко занял его место.

Вот интересно: это произошло спонтанно или мы имеем дело с хорошо задуманной и не менее хорошо исполненной политшахматной комбинацией? Сам Евгений Ульянов утверждает, что никто ничего подобного не ожидал, что он лично был уверен в победе Павла Хямяляйнена. Дело ваше, верить ему или нет. Одно скажем точно – это был взлет Ульянова, быстрый, яркий, впечатляющий. Однако давно известно, что мало взять власть, надо ее еще и удержать. И в том, что Евгений Ульянов сможет это сделать, сомневались многие политшахматисты.

Красная мельница

Нет, не зря набирался опыта на оргработе новоявленный красный король Карелии. Играть он стал совсем не так, как Хямяляйнен. Во всяком случае, бюро рескома, возглавляемое Ульяновым, сразу продемонстрировало свою независимость, отказавшись от приглашения на встречу, исходящего от заместителя главы Карелии по региональной политике Юрия Шабанова. При прежнем короле такое вряд ли было возможным.

Кроме того, надоевший всем внутрипартийный конфликт Евгений Ульянов пресек решительно и жестко. В шахматах есть такой термин – мельница. Это когда атакующая сторона последовательно шахует соперника и при этом съедает незащищенные фигуры. Именно такая комбинация и была разыграна в нашем случае. Реском, ведомый Евгением Ульяновым, начал шаховать всех участников партийного конфликта, а затем, в октябре 2014 года, были «съедены» (исключены из партии) Александр Меркушев и некоторые другие «смутьяны», обвиненные в лживости и подрывной работе.

А вот еще показательный пример игры Евгения Ульянова. На стороне Меркушева во время конфликта выступал Николай Полозов. Да и после избрания Ульянова первым секретарем активно выступал против него. В итоге данную партию вчистую проиграл: на состоявшейся в январе прошлого года конференции петрозаводского отделения КПРФ первым секретарем горкома КПРФ вместо Николая Полозова делегаты избрали… Евгения Ульянова. Так он стал королевствовать сразу на двух красных досках – республиканской и городской. Сам он объяснил это так: «Это важно на период избирательной кампании в Государственную Думу, а также в Законодательное собрание Карелии и Петросовет». Что ж, объяснение приемлемое. Но только ли выборный турнир тут причиной? Пожалуй, нет. Надо было любой ценой сцементировать раздираемое противоречиями карельское отделение КПРФ. И убедить красные фигуры в том, что многовластия больше не будет. Евгений Ульянов это сделал. А сейчас, когда уже никто не сомневается в его лидерстве, он сам сложил с себя городские полномочия, и секретарем городского отделения КПРФ стал Сергей Андруневич. 

Настоящей проверкой мастерства Ульянова стал выборный турнир-2017. С самого его начала стало ясно, что красная команда играет совсем по-другому, чем прежде. Она заявила о себе ярко и впечатляюще, например, баннерами на улицах Петрозаводска с изречениями Ульянова (того, который Ленин). Креативненько получилось, но, пожалуй, малоэффективно. Все-таки не провели избиратели параллели между однофамильцами. Затем была акция «Дети войны», когда людей старшего поколения приглашали в офис партии, чтобы переписать их данные, а части из них даже вручили медали КПРФ. Еще были субботники, естественно, газеты и листовки, снова баннеры (42 из них были кем-то демонтированы, и теперь КПРФ судится по этому поводу). Но еще два запоминающихся момента – это заключение соглашения с профсоюзами (читай, с их ферзем Косенковым) и лозунг «Худилайнена в отставку». На профсоюзном фланге красные фигуры проиграли, суд постановил вычеркнуть Косенкова из партсписка. Виной тому не до конца разруленные его отношения с командой «ЕР». Что же касается отставного лозунга, то не только КПРФ шла с ним, и это значительно снизило его ценность для красных.

В общем, красные под руководством Ульянова выступили эффектно, но не так эффективно. И хотя их результат – средний по России, все же можно было сыграть лучше. Тем не менее им удалось создать свои фракции и в Петросовете, и в парламенте Карелии. Прошел в ЗС и сам Ульянов, по-другому и быть не могло, ведь он был первым в партсписке.

Самое главное: выборный турнир-2017 показал, что конфликты последних лет в КПРФ не прошли бесследно. Авторитет партии был серьезно подорван, и теперь Ульянову нужно затратить немало усилий, чтобы преодолеть эти негативные последствия.

Уже игрок

Подводя черту сказанному, нельзя обойти молчанием такой вопрос: даст ли бой Евгений Ульянов Артуру Парфенчикову в сентябрьском выборном турнире? По идее, задумка о едином кандидате от оппозиции, о которой говорилось полгода назад, с треском провалилась. И в таких условиях красной команде придется выставить своего кандидата. А кто им может быть, кроме Ульянова? Вот только ему самому это пока не требуется. Еще один проигрыш в копилке (да если еще и с разгромным счетом) ему точно не нужен. И он достаточно молод для того, чтобы подождать, чтобы потратить несколько лет на формирование новой команды в Карелии. Чем он сейчас и занимается, возрождая комсомол и увеличивая численность коммунистов в республике. Чтобы не быть голословным, приведем цифры: с момента избрания Ульянова первым секретарем численность членов КПРФ в Карелии выросла с 685 человек до 811. Рост вполне приличный. И это при том, что у красных большой уход из партии по естественным (в силу возраста) причинам.

Пожалуй, сейчас можно констатировать, что за 14 лет Евгений Ульянов стал полноценным игроком на политшахматной доске республики. До гроссмейстера ему еще далеко, но и любителем уже не назовешь. Он доказал, что умеет выигрывать во внутрипартийных схватках, способен на нестандартные ходы (редкое качество у карельских политшахматистов), умеет атаковать и выжидать, доводит до конца задуманную комбинацию, может долго вести позиционную игру, постепенно набирая очки, не пасует в плохой позиции… В общем, обладает тем набором данных, что необходимы настоящему игроку.

В целом же Евгению Ульянову очень подходит афоризм Ашота Наданяна: «Однажды мне сказали, что я хорошо играю в плохих позициях. Это был самый честный и самый ценный комплимент, которого я удостаивался».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: Однофамилец вождя Евгений Ульянов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру