Почему аренда петрозаводской земли стала непомерной

Никакого внятного экономического обоснования троекратному увеличению поборов с населения у городских властей, похоже, не было

У петрозаводчанки Марины есть участок муниципальной земли, на котором она планировала когда-нибудь построить дом. Когда-нибудь – потому что ни дороги, ни электричества к ее участку не подведено, как и к десяткам соседских. Марина терпеливо ждала, пока муниципалитет начнет обустраивать для жизни территорию в районе Университетского городка, и все это время платила аренду за землю – чуть менее 3 тысяч рублей  год. И вот ей пришел новый счет. Только теперь на  восемь с половиной тысяч рублей. А про обещанное благоустройство – ни слова.

Никакого внятного экономического обоснования троекратному увеличению поборов с населения у городских властей, похоже, не было
Участок, за который приходится платить больше восьми тысяч в год, не имеет даже подъездных путей

Наследие Этингофа

Все началось в 2013 году, когда с легкой руки новоиспеченного министра юстиции РК Константина Этингофа был принят новый республиканский Закон «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия". Он вменил в обязанность органам местного самоуправления устанавливать размер арендной платы за землю в виде определенного процента от кадастровой стоимости участков. До тех пор стоимость аренды рассчитывалась по базовым ставкам, утвержденным республиканским правительством.

Чего хотел добиться «варяг»-реформатор, вроде понятно: чтобы цена земли определялась не чиновниками, а реальным рынком. Были предусмотрены категории земель, на которые распростронялись понижающие коэффициенты от стоимости. По итогу основная масса граждан должна была платить не более 2 процентов от кадастровой стоимости, а большинство юридических лиц – не более 15-ти.

Но в итоге цена земли и ее аренды подскочила на такую высоту, что начал валиться бизнес. Досталось и «частникам»: кадастровая стоимость 10 «соток», предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, сегодня составляет 1 424 251,5 рублей. Вдумайтесь: почти полтора миллиона за голый участок – без коммуникаций, подъездных путей, электричества… На деле продать такой участок не удается и за 500 тысяч.

Но дело не только в торговле. Ведь зачем нужна кадастровая стоимость земельного участка в первую очередь? Для определения величины земельного налога, который должен будет платить собственник. Также от нее зависят арендная плата и выкупная цена участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Проводят кадастр независимые оценщики, с которыми заказчик работ (у нас это Госкомимущество) заключил договор.

Регулирующее воздействие

Арендаторы и собственники муниципальных земель, отведенных под ИЖС, должны вносить два вида платежей: первые - арендную плату, вторые - земельный налог. Причем аренда зависит от налога: по закону ее величина составляет его двукратный размер. И вот в ноябре прошлого года Петросовет с подачи городской администрации земельный налог повысил. В частности, ставка повысилась с 0,1 до 0,3 процента для участков, занятых жилищным фондом, а также приобретенных или взятых в аренду под ИЖС. Соответственно возросла и стоимость аренды.

Чем это обернулось для Марины и других таких же горе-арендаторов? До введения расчетов по кадастровой стоимости, арендная плата за ее землю составляла 658 рублей в год. Вполне закономерно, если учесть, что дом она здесь построить пока не может, поскольку нет коммуникаций. С июня 2013 года аренда возросла до 2848 рублей, а с 1 января этого года – 8545 рублей. То есть за неполные 6 лет стоимость аренды увеличилась в 13 раз! Причем в этом году – сразу в 3 раза! А к строительству приступить по-прежнему невозможно…

Вопрос: чем руководствовались городские власти, когда утверждали эти цифры? Как поясняли тогда в мэрии, мы просто вернулись к налоговым ставкам, которые действовали в Петрозаводске до 2015 года. Когда в 2016-м их снизили, местный бюджет потерял много денег.

Вообще-то этого объяснения маловато. Ведь прежде чем столь беспардонно залезать в карман населения, стоит просчитать, как это на населении отразится. Выражаясь экономическим языком, провести оценку регулирующего воздействия. Но никаких пояснительных записок к проекту решения нам обнаружить не удалось. Да и зачем? Согласно федеральному законодательству, проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов подлежат оценке регулирующего воздействия - за исключением документов, «…устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы». Грубо говоря, казне просто понадобились деньги – и их «слупили» с народа, не вдаваясь в объяснения.

На страже своей земли

Таким образом, бюджетный дефицит - это единственная причина, почему Марине и таким же, как она, горожанам придется расстаться со своими участками. Им больше не по карману и содержать и ждать, пока мэрия соизволит начать благоустройство земли, за которую столько лет брала деньги, а теперь берет еще больше. Впрочем, ситуация не так уж безнадежна. Как пояснили «МК» в Карелии» наши эксперты по земельным отношениям, Константин Этингоф в свое время лукавил. Кадастровая оценка земли – она все-таки не рыночная, а как бы рыночная – есть в русском языке такой уникальный словесный оборот, обозначающий нечто среднее между «да» и «нет». И эту оценку можно оспорить, проведя повторную, уже за деньги. Правда, по закону заказать ее может только собственник земли. А в нашем случае это – муниципалитет, который в снижении кадастровой стоимости своего участка, мягко говоря, не заинтересован.

Впрочем, в законе есть лазейки, связанные с заинтересованными лицами. Здесь советы уже должны давать опытные юристы, а не сотрудники СМИ. Но главное, что перспективы есть – боритесь за свою землю!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Бездонная аренда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру