Дороже денег
За круглым столом, в котором приняли участие представители министерств и ведомств республики, а также – турбизнеса, депутат Госдумы Валентина Пивненко попросила собравшихся высказаться – надо вводить такой сбор в республике или нет? Она рассказала, что сама голосовала за принятие закона в первом чтении. Но в Карелии, полагает депутат, в существующем виде он не нужен. И участники встречи проявили редкое для подобных мероприятий единодушие – идея курортного сбора показалась сомнительной всем.
Первое, на что указали участники встречи – администрирование сбора потребует затрат более высоких, чем принесут туристы. Потребуется создавать отдельную структуру, которая будет заниматься приемом и распределением полученных от путешественников рублей. Это дело хлопотное и дорогое. С чем согласился и Минфин (что уже говорит о многом, ведь усилия «денежного» министерства сосредоточены как раз на пополнении казны региона).
Кроме того, что в Краснодар люди едут на месяц, а в Карелию, чаще всего, на несколько дней. Сейчас местные турпродукты становятся еще менее конкурентоспособными, это отметила начальник управления туризма Минкульта Карелии Екатерина Биктимирова. После «открытия» Турции, где двухнедельный отдых сопоставим по цене с неделей в нашей республике, ничего другого ожидать и не приходится.
Президент Союза субъектов туриндустрии Карелии Ольга Лукина рассказала, что турпоток в Карелии в этом сезоне серьезно снизился (сыграла роль и скверная погода тоже). И подчеркнула, что раньше в республику нередко приезжали те, у кого хватало денег на два отпуска: один - чтобы погреться на пляжах у теплых морей, а второй – чтобы познакомиться с достопримечательностями родной страны. С усилением кризиса отдыхающие начали экономить. И, увы, не на пляжном отдыхе.
Заместитель главы Петрозаводска Римма Ермоленко и депутат Закосбрания республики Галина Гореликова поддержали эту точку зрения, заметив, что суммы от сбора, даже если его ввести, будут незначительными.
В наличие отсутствия
Вполне справедливый вопрос: если брать деньги с путешественников, то за что? Напрашивается вполне справедливый ответ - за комфорт и удобства. А вот с этим у нас как раз не все хорошо: инфраструктура развита слабо, элементарных туалетов нет даже там, где традиционно останавливаются туристические группы. О кемпингах, оборудованных площадках для палаточных лагерей, мусорных баках, высоком уровне обслуживания клиентов в кафе пока только идут разговоры. Соответственно, нужно сначала сделать отдых комфортным, а уже потом брать деньги с желающих этим комфортом воспользоваться.
Одна из категорий туристов, приезжающих в республику – те, кто прибыл на лечение в местные санатории. Им и так приходится выкладывать крупные суммы, и облагать их дополнительным сбором - значит попросту отпугнуть, заставив посмотреть на санатории и пансионаты других регионов и даже стран.
С безопасностью, за обеспечение которой можно было бы брать деньги, тоже не все гладко. Не во всех турфирмах есть обученные и опытные инструкторы, которые водят группы туристов по рекам и лесам.
Немалый процент въезжающих в Карелию туристов относится к категории «кеды-палатка-костер». Как справедливо заметила Ольга Лукина, таких путешественников обложить сбором попросту невозможно. Да и инфраструктура им, по большому счету, не нужна.
О том, что делать с «дикими» туристами, которые не оставляют деньги в местных гостиницах и кафе, споры идут не первый год. И пока ответ не найден. Может, стоить помнить о том, что туристическая инфраструктура – это не только гостиничный бизнес? Люди с рюкзаками все равно остаются покупателями обычных магазинов и кафе, а те, кто путешествует на автомобилях (что становится все более популярным) – постоянная клиентура автозаправок и автосервисов. Ну, а сувенирная продукция нужна всем категориям приезжающих
Точно так же, но по-другому
Эксперты, участвовавшие во встрече, не исключили, что, если возложить обязанность по сбору «въездных» денег на средства размещения, многие гостевые дома, гостиницы, турбазы уйдут «в тень». Во-первых, чтобы не терять клиентуру, а во-вторых, чтобы избавиться от лишней бумажной волокиты и нагрузки. Для республики это будет означать только одно – потерю налогов. И потерю серьезную. К тому же и туристы, желающие сэкономить, обратятся в частный сектор (тоже стремительно развивающийся), что опять же не пойдет на пользу «официальной» экономике Карелии.
Директор информационного туристического центра Карелии Алексей Тигушкин напомнил, что курортный сбор – не новость, и в России он уже взымался. И на этот раз весь негатив вызван именно формой закона, которая уже применялась в СССР в больших городах.
-Тот проект, который есть сейчас, убийственен для нас, - отметил Тигушкин.
Для такой большой страны, как Россия, было бы логично ввести дифференцированную шкалу сбора: для разного климата, для разных условий. Но в том варианте закона, который рассматривает Госдума сейчас, ее нет.
К тому же в проекте не проработан ряд вопросов. Например, какому региону будут платить туристы, путешествующие на теплоходах? Как быть с теми путешественниками, которые оказываются в Карелии меньше чем на сутки (например, чтобы посетить Кижи, Валаам, Соловки или другие достопримечательности)? И – вопрос от «МК» в Карелии»: как выявлять тех, кто не заплатил?
Валентина Пивненко, резюмируя итоги встречи, предположила, что Карелии в любом случае спешить не стоит – лучше посмотреть, что будет происходить в пилотных регионах, каких результатов удастся достичь.
- Когда мы будем обсуждать этот законопроект во втором чтении, я планирую сказать однозначно: пусть этот эксперимент пройдет в пилотных регионах, - заявила депутат. - Я считаю, что для Карелии эта инициатива несвоевременна, учитывая географическое положение нашего региона, особенности развития курортного дела и туристской инфраструктуры.