Политбарометр: Есть ли жизнь на карельских выборах

Кажущееся отсутствие борьбы за губернаторское кресло может вести в заблуждение

Те, кто жалуется на отсутствие ярких предвыборных баталий в Карелии, отчасти правы: их нет. Но это не значит, что результат предопределен. Ведь важно не только кто победит – но и с каким счетом.

Кажущееся отсутствие борьбы за губернаторское кресло может вести в заблуждение

Схватки боевые

Нам постоянно твердят, что последние выборы главы Карелии были аж 15 лет назад. Если вдуматься – цифра знаковая. Она означает, что нынешние 25-летние, активная молодежь, понятия не имеет, что губернатора можно выбирать. Если не верите – вспомните себя в 10 лет: вы что-нибудь знали о выборах? А ведь и тогда они были – в Горсовет, в Верховный Совет КАССР, в Верховный Совет СССР… То есть для нынешней молодежи этот процесс настолько непонятен и неинтересен, что стоит напомнить ей, как это интересно и весело – губернаторские выборы.

Последние, 2002 года, выявили наличие в Карелии оппозиции. Когда четырьмя годами ранее сошлись в единоборстве Виктор Степанов и Сергей Катанандов, то мы выбирали не человека, а систему (так мы тогда думали). Катанандов ассоциировался с молодостью, новаторством, демократией, а главное – свободой: выбора, слова, предпринимательства… Степанов же знаменовал собой советское прошлое с гегемонией одной партии, очередями в магазинах и враждебным Западом, от которого все беды. Сейчас даже как-то смешно вспоминать…

Но в апреле 2002 года боролись уже не системы, а мировоззрения. Почему-то в памяти народной отложилось, что это была схватка между прокремлевским Катанандовым и демократическим Поповым. Напомню: ничего подобного. Василий Попов по количеству голосов стал лишь четвертым, его опередил СПС-сник Артур Мяки (за которого приезжали агитировать Немцов, Травкин и Хакамада), а вторым стал вообще кандидат «против всех». Но Катанандов тогда победил более чем убедительно – 53 процента голосов при 50-процентной явке.

Кого мы будем выбирать на этот раз, когда система устоялась, а мировоззрения меняются на ходу? Получается, все-таки человека. И тут могут возникнуть сюрпризы.

Лица и рамки

Напомню людей, которые претендуют на губернаторское кресло на этот раз. Желание выразили восемь человек, но в результате ЦИК зарегистрировал только семерых. Странный кандидат Игорь Алпеев от странной партии «Народ против коррупции» так и не собрал подписей, требуемых для странного инструмента под названием «муниципальный фильтр». Да и не пытался, насколько я понимаю – как и проводить хоть какую-то агитацию. Одним словом, сошел с дистанции, даже не выйдя на нее, хотя имел все для этого возможности. Зачем приходил – непонятно.

Итак, список кандидатов и выдвинувших их партий:

Беседный Евгений - от Либерально-демократической партии России;

Гнётова Елена - от «Партии роста»;

Ильюкова Ольга – от партии «Патриоты России»;

Парфенчиков Артур - от партии «Единая Россия»;

Петеляева Ирина - от партии «Справедливая Россия»;

Тараканов Николай – от партии «Родина»;

Ульянов Евгений - от Коммунистической партии Российской Федерации.

Давайте рассмотрим их через концепцию «голосуем за человека». Елена Гнетова последнее время набирает популярность, но больше в среде предпринимателей – а это весьма тонкая прослойка. То есть у нее серьезный для большой политики изъян: бизнес-омбудсмен известна в очень узком кругу. Кроме того, она уже участвовала в выборах – баллотировалась в Госдуму в прошлом году, и результаты голосования, мягко сказать, не впечатлили. Как и политические достижения Николая Тараканова, который в медийном пространстве вроде бы появлялся время от времени, да после надолго исчезал. Та же проблема – малая известность широким массам. У Ольги Ильюковой эту проблему можно возвести в квадрат, если не в куб: ее в среде интересующихся политикой людей не знает практически никто.

Складывается впечатление, что трое этих кандидатов на победу серьезно не рассчитывают, а просто пользуются возможностью заявить о своей партии. То есть в рамках выборов как борьбы персональной они, по моему мнению, неконкурентоспособны. Из людей реально узнаваемых остаются четверо: Беседный, Парфенчиков, Петеляева и Ульянов.

Все четыре стороны

Евгений Беседный известен благодаря статусу депутата Заксобрания. Никаких особых ассоциаций с ним лично нет – ни запоминающихся широкой общественности поступков, ни высказываний (то ли дело его однопартиец Пирожников, который «жег напалмом», не разбирая дороги! Впрочем, это ему не помогло). Но особенность этого кандидата в том, что его избиратель, как мне кажется, не будет смотреть ни на лицо кандидата, ни на фамилию, а только на аббревиатуру «ЛДПР». Это такая порода людей. Есть любители спорта, есть «кошатники», есть вегетарианцы, есть те, кто голосует за ЛДПР. На вопрос - почему? – ответ один: нравится. Так что им все равно, кто кандидат, лишь бы «жириновец». Но таких людей много, и Беседный может показать неожиданно хороший результат.

Полная противоположность ему – Артур Парфенчиков. О том, что он представляет «Единую Россию», говорится скороговоркой и вскользь. Парфенчиков сам по себе: спаситель, утешитель, реформатор, генерал и красавчик-холостяк. Из районов не вылезает, с людьми разговаривает индивидуально – на встречах и в Интернете. Что может подкупить – дистанцируется от политики, сосредотачиваясь на хозяйственных вопросах.

Артура Олеговича небезосновательно называют главным претендентом на победу, упуская из виду главное: процент явки. Все его фанаты настолько уверены в его победе, что могут просто не придти на избирательные участки, потому что «и без меня выберут». Но если даже самое подавляющее большинство в пересчете с процентов на голоса окажется мизерным, губернатор никогда не сможет именовать себя «всенародно избранным». А это провал – и конкуренты этим воспользуются.

Зато электорат Ирины Петеляевой повалит на выборы гурьбой – протестовать. Ирина Владимировна, как мне кажется, по своему обыкновению сплачивает вокруг себя недовольных, в том числе «жириновцами», большевисткой идеологией и красавчиками-генералами. Таких тоже совсем не мало, но на этот раз Петеляева сосредоточит в своих руках весь протестный электорат: «Яблоко» от выборов отказалось, и те, кто традиционно голосует против «партии власти», вынуждены будут идти вместе со «справороссами».

Петеляевой очень помогает красноречие – она умеет митинговать, причем митинговать против. Это смотрится куда эффектнее, чем митинговать «за». Ее харизма вполне может увлечь за собой изрядное количество людей, как это уже бывало. Правда, периодически встает вопрос – увлечь куда?..

Что касается Евгения Ульянова, то его вполне можно назвать «темной лошадкой» грядущих выборов. С одной стороны, карельские коммунисты сегодня сидят на руинах своей республиканской организации: старую гвардию разогнали, новой не создали. Но даже в этих условиях Ульянов каким-то чудом провел в Заксобрание троих депутатов в прошлом году. Значит, поддержка есть. Чем она обеспечена, сказать пока трудно. Может, молодость и большевистский задор (который иногда путают с пионерским костром). Может, хорошие пиарщики. А может, ностальгия части населения по тем счастливым временам, когда колбаса была по 2.20, и все за ней стояли в одной общей очереди.

У коммунистов есть один козырь: они постоянно выступают в защиту рабочего человека. Льготы, повышение зарплат, борьба с олигархами-мироедами – это все их. Лозунги. Ну что ж – многие по-прежнему идут за лозунгами…

Бедненько, но чистенько

Как мы видим, конкуренция есть – а значит, есть и предвыборная борьба. Просто мы ее не видим. Кандидаты не открывают чемоданы компроматов, не плюются в прямом эфире, не пишут друг на друга бесконечные кляузы в Центризбирком. В предвыборных штабах с гордостью заявляют, что компании проходят спокойно, без «черного слива» и «грязи». Скукота! Но для нас это новый вид предвыборной борьбы. Изменилось все: правила, стратегии, тактики… А значит – мы по большому счету понятия не имеем, чем все закончится.

Мы являемся свидетелем уникального стихийного эксперимента, когда в результате голосования победитель может проиграть, а проигравший набрать очки. И главным героем грядущих выборов по-прежнему остается процент явки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: Есть ли жизнь на карельских выборах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру