Как строился, разрушался, а потом снова строился Гоголевский путепровод

Судьба самого длинного петрозаводского моста была далеко не прямой и ровной

20.12.2017 в 08:48, просмотров: 5617

Как же петрозаводчане ждали этого события – открытия путепровода между Центром и Древлянкой! И водители, и те, кто пользуется общественным транспортом, вздохнули с облегчением – наконец-то! Накануне в торжественной обстановке и при огромном количестве зрителей была разрезана красная ленточка нового Гоголевского моста. А ведь еще пару лет назад казалось невероятным, что старый мост может быть разрушен до основания, и на его месте появится новый. Да еще какой – "поющий"!

Как строился, разрушался, а потом снова строился Гоголевский путепровод
Новый мост - настоящий красавец. Но обещают сделать еще лучше - четырехполосным. Фото: Людмила Корвякова

Немного истории
Мало кто знает, но старому путепроводу в этом году исполнилось бы 60 лет – его строительство началось в 1957-ом. Не было тогда ни автомобилей в таком количестве, ни автобусов на Древлянку, ни самой Древлянки. Не удивительно, что спустя больше полувека конструкция стала представлять реальную опасность. Поговаривали даже, что он просто начал качаться. А нагрузка «не хилая»: большой транспортный поток по самому мосту, а снизу вибрации от неустанной железной дороги. Кстати, путепровод «устал» довольно давно. В 1994 году Саратовский институт признал мост аварийным, и движение по нему временно закрывалось. В 1997-ом  его частично реконструировали, в 2009—2010 годах проводились работы по устранению аварийных деформаций асфальтового покрытия моста.

Но долго так продолжаться не могло. В августе 2012 года прокуратура карельской столицы обязала мэрию города капитально реконструировать путепровод. В октябре по иску надзорного ведомтства городской суд вынес решение о запрете эксплуатации путепровода. Власти пытались сопротивляться, и, кажется, даже больше боялись гнева горожан из-за закрытия, чем самой опасности. Но Верховный суд республики согласился с первой инстанцией, и 18 января 2013 года путепровод был закрыт для движения автомобилей. Преодолеть краткий путь от Республиканской больницы до улицы Красноармейской теперь можно было только пешим ходом или в объезд.

Возмущению жителей города не было предела. Петрозаводск встал в двух больших пробках: на ул.Чапаева между Центром и Перевалкой и на Лесном проспекте между Кукковкой и Древлянкой. А после все поуспокоились и привыкли. Перспективы ремонта моста или – тем более – строительства нового были весьма туманны.
Дело сдвинулось
Надежда забрезжила в 2015 году, когда  федералы обратили  внимание на «страдания» Петрозаводска без моста. Тогда строительство нового путепровода было включено Федеральную целевую программу «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». На реконструкцию было выделено 1,2 миллиарда федеральных рублей за счет введения системы взимания платы с большегрузных автомобилей – «Платон». Но двигался процесс не быстро. Больше года прошло, а строительство моста знаменовала только с пафосом заложенная капсула.
Проблемы начались еще на стадии выбора подрядчика. Поначалу контракт достался петрозаводской КСМ, но  это решение опротестовали, и тендер в итоге получили «Строительные технологии комфорта» - фирма из Санкт-Петербурга с уставным капиталом 10 тысяч рублей, отсутствием техники и мостоотряда. Организация взялась  реконструировать мост за сумму ниже всякого логического минимума – чуть более 800 миллионов. Это грозило срывом контракта как такового. Да и отзывы о фирме были не в ее пользу. Тогда в распоряжении нашей редакции оказался интересный документ: письмо от проректора Санкт-Петербургского госуниверситета, где выбранные строители Гоголевского моста делали ремонт в начале 2015 года. На трех страницах проректор перечисляет недоделки, допущенные «СТК», всего 47 пунктов.

Тогда Управтодор  нашел способ снова отменить результаты аукциона. Специалисты учреждения вдруг нашли ошибки в собственной документации! Таким экстравагантным образом конкурс был аннулирован. А потом был заключен контракт с единственным исполнителем – КСМ, как позже выяснится – незаконно. Так решил Арбитражный суд Москвы, подержав позицию Федеральной антимонопольной службы относительно процедуры, благодаря которой контракт на постройку путепровода достался «Карелстроймеханизациия», по сути, без торгов. Слава Богу, решение это на ходе строительства никак не отразилось, все «шишки» посыпались на Управтодор – заказчика работ и организатора конкурса

«Проблемные» люди
Если большинству петрозаводчан строительство моста нравилось, то некоторым оно очень мешало. Мешало жить – в буквальном смысле. Речь о тех, кто проживал в «деревяшках» возле путепровода. Людям предложили переехать в другое, благоустроенное жилье, чтобы снести их прежние дома, но процесс выселения шел долго и трудно. То денег не было у администрации на новые квартиры, то жильцов не устраивал район, то условия переселения. Но стройка шла, а с конца января этого года  - круглосуточно. Без перерыва на сон, в том числе и жильцов «деревяшек». Люди жаловались, но в контракте есть сроки. В итоге последние жильцы покинули свои квартиры лишь 3 августа 2017 года. Строители «на радостях» даже помогали людям перевозить вещи на новое место жительства. Еще раньше эпопея была с собственниками гаражей под мостом. Они никак не хотели убирать постройки – пришлось заставить…
Еще о людях: тот факт, что проход по путепроводу официально закрыли,  горожан не смущал. Со стороны ул.Красноармейской они свободно проходили на мост сквозь дыры в заборе. Но со стороны Лососинского шоссе вход сюда был запечатан накрепко: людям приходилось спускаться и подниматься по откосам. Так длилось до тех пор, пока на мосту не начались работы.
В пух и прах
Последние конструкции путепровода были разрушены 3 февраля этого года. От прежнего сооружения осталась груда металла и бетона. Началось строительство двухполосного моста «с устройством автодорожных подходов и с организацией двухстороннего движения». Это – в рамках первого этапа. На втором (если федералы дадут еще денег, которых в республике нет) доведут путепровод  до проектных параметров (4 полосы), как и прилегающие к мосту части улицы Гоголя и Лососинского шоссе на участке пересечения Лорсосинского шоссе и улицы Черняховского до пересечения улиц Гоголя и Красноармейской.  
К 15 июня начался монтаж балок пролётов. Работы шли не только непосредственно на мосту, но в соседних домах. В некоторых квартирах ближайших к Гоголевскому мосту домов и в административных зданиях КСМ поменяла порядка 500 старых деревянных окон на пластиковые.  Тем, у кого уже стояли пластиковые окна, предложили установить клапаны проветривания. И все это - совершенно бесплатно для жильцов и организаций. Правда, меняли окна точечно. Как сообщили «МК» в Карелии» в пресс-службе КСМ, сначала специалисты замеряли шумовые колебания путем моделирования ситуации. И там, где они были наиболее сильными, предлагали  заменить окно. Могло получиться и так, что в одной квартире из двух рядом расположенных окон меняли лишь одно.

Новая жизнь и новые проблемы
Новый мост на глазах горожан приобретал окончательные черты. Все с нетерпением ждали радостного события. К 15 декабря путепровод был полностью достроен, смонтирована контактная сеть троллейбуса от перекрёстка ш. Лососинское и ул. Черняховского до ул. Гоголя и Коммунальной. Однако троллейбус эксплуатироваться на мосту пока не будет. Ранее власти города говорили, что это станет возможным тогда, когда мост будет четырехполосным. А значит – сроки вовсе не обозначены.
В ожидании экспертных документов на сооружение пешеходам разрешили ходить по новенькому мосту. А горожане тут же заметили, как мост «поет».  При сильном ветре в дырках звукоизоляционных щитов звук превращается не то в свист, не то в вой. Ощущения те еще…
Машины по мосту запустили после разрезания красной ленты – 19 декабря 2017 года. И уже через час в различных пабликах водители Петрозаводска делились впечатлениями.  В основном – радостными, положительными. Но вскрылись и проблемы: организация светофорного объекта и развилка на мост со стороны Красноармейской многих ставили в тупик. Как водителей, так и пешеходов. Кроме того, большую проблему стали представлять припаркованные на подъезде к мосту и съезде с него машины. Водители 5 лет безмятежно бросали их здесь, зная, что они никому не помешают. Теперь ситуация изменилась - мы убедились в этом лично:

01:19

Правда, это все временные проблемы. В отличие от самого моста, которого мы так долго ждали. А как все было - в фотозарисовке Людмилы Корвяковой.




Партнеры