Карельские мусорщики взбунтовались против регионального оператора

Договор на вывоз отходов, который предлагают подписать подрядным организациям, их не устраивает

На прошлой неделе в мэрии Петрозаводска собрались представители организаций по уборке мусора из нескольких районов республики. Темой встречи был проект договора, на основе которого им предстоит работать. Подписывать такой договор коммунальщики не собираются. Так кто же будет вывозить мусор?

Договор на вывоз отходов, который предлагают подписать подрядным организациям, их не устраивает
Похоже, к выполнению программы утилизации отходов карельские власти подошли не с той стороны. Фото: pixabay.com

Помойка XXI века

Для тех, кто не в курсе: в стране идет реформа утилизации отходов. К 2019 году  принципиально поменяется механизм обращения с мусором. Для перехода на новую систему в каждом субъекте разрабатывается территориальная схема обращения с отходами и выбирается один или несколько региональных операторов, ответственных за весь цикл – сбор, вывоз, складирование, утилизацию.

В Карелии на протяжении прошлого года велась большая подготовительная работа по внедрению новшеств – по крайней мере, об этом рапортовали власти: обследовались территории муниципалитетов, состояние свалок. В феврале по итогам конкурса был определен и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, им стало ООО «Автоспецтранс».

До 1 мая потребители должны заключить с «Автоспецтрансом» договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Они обязательны как для физических, так и для юридических лиц, а также ИП. Незаключение либо уклонение от заключения договора в письменной форме не освобождает потребителей от оплаты за оказанные услуги, но влечет за собой административную ответственность.

По умолчанию подобный договор заключается между ООО «Автоспецтранс» и управляющей компанией. Но если собственники квартир хотят заключить прямые договоры с регоператором, они должны провести общее собрание и принять такое решение. Тогда регоператор заключит договор с каждым собственником квартир в многоквартирном доме.

Важный момент: с 1 мая все платежи за вывоз мусора будут поступать на счета «Автоспецтранса». По новой системе сбор и вывоз отходов будет исключен из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов. Услуга по обращению с отходами стала коммунальной, тарифы в этой сфере регулируются государством, а все расчеты идет через регионального оператора.

Далее должен быть утвержден тариф для регоператора, а тот, в свою очередь, заключит договоры с организациями, ответственными за обращение с ТКО в районах. Сейчас в республике проходят торги по отбору исполнителей на оказание услуг по транспортировке отходов, они завершатся 15 апреля. Аукцион проводится по 18 лотам, каждый лот соответствует одному району Карелии. Исключение составляют Костомукшский городской округ и Муезерский район, которые объединены в 1 лот, и Петрозаводск и Прионежский район: в данном случае закупка распределена по 3 лотам. Начальная максимальная цена контракта для каждого района различна. К примеру, стоимость услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для Олонецкого района составляет почти 10,5 млн. рублей, для Питкярантского – более 8 млн. рублей, для Сортавальского – более 17 млн. рублей, в Костомукшском и Муезерском – более 27 млн. рублей, а в Петрозаводске и Прионежье – более 62 млн. рублей.

Проблема в том, что как минимум в шести районах Карелии специализированные организации, обладающие ресурсами и опытом работы в этой сфере, вовсе не собираются участвовать в объявленном «Автоспецтрансом» конкурсе. Причины кроются в пунктах  договора, которые им предстоит подписать.

Дискриминационный договор

Сразу несколько потенциальных участников конкурса направили заявления в антимонопольное ведомство, где указали, какие именно требования регионального оператора можно считать дискриминационными. Назовем только некоторые, и начнем с объемов ТКО, которые предстоит вывозить будущим подрядчикам. Коммунальщики не понимают, кто и как их подсчитывал. Нескольким районам установили явно заниженные объемы, и все, что пойдет сверх норматива, подрядчику придется возить за свой счет. Другим, наоборот, норматив завысили, и это также плохо, потому что в этом случае снижается тариф: вывоз тонны мусора становится дешевле, а значит, подрядчик недополучит денег.

По мнению коммунальщиков объемы затрат, которые насчитал им «Автоспецтранс», явно не соответствуют действительности. К примеру, зарплата водителям подразумевается на уровне 26695 рублей на всей территории республики, что на юге в Олонце, что на севере в Лоухи – со всеми тамошними «северными» и «районными». Не учтены дорожные условия, расстояния, и даже цена на топливо. Региональный оператор посчитал стоимость солярки без налога на добавленную стоимость, но большинство подрядчиков работают на «упрощенке» и возместить НДС не могут – а значит, топливо им обойдется куда дороже.   

Не понимают коммунальщики, как был высчитан тариф для подрядчиков – с учетом того, что для самого регионального оператора тариф еще не определен. Но зато указано, что если мусора на обслуживаемой территории будет меньше, чем запланировано, то сумма выплат соответственно уменьшится. А вот если отходов станет больше, цена договора не изменится. Дополнительная работа – опять же за свой счет.

Особенное возмущение у потенциальных участников конкурса вызвала предлагаемая система оплаты их работы. По условиям договора за первые два месяца работы «Автоспецтранс» имеет право заплатить аж через 60 дней с момента подписания актов приемки работ, а за остальные месяцы – через 30 дней. То есть минимум два месяца подряд – без учета времени на подписание актов, почтовую пересылку и т.п. - исполнитель не будет получать никакого дохода, при этом оплачивая все накладные расходы.

Права и обязанности

Подводя итог, приводим слова одного из руководителей коммунальной организации, так охарактеризовавшего проект договора: «Мы будем платить за то, что нам дали право работать, а не за их работу». Действительно: до сих пор непонятно, куда вообще будет свозится мусор. У свалок и полигонов есть собственники, которым тоже надо платить, а в части населенных пунктов вообще нем официального места для складирования отходов. Есть еще масса нюансов, которые нужно было учесть перед объявлением конкурса. Если это не сделано - о какой большой подготовительной работе говорили власти?

Теперь в «Автоспецтранс» в пожарном порядке предлагает потенциальным участникам конкурса самим выяснять, у кого они будут забирать отходы и куда их отвозить. По сути, региональный оператор взваливает на плачи подрядных организаций всю рабочую нагрузку, оставляя себе лишь роль посредника - причем очень хорошо оплачиваемого.

Ситуация весьма напоминает историю с обслуживанием республиканских дорог. Вместо того, чтобы заключать прямые договоры с ДРСУ в районах, правительство Худилайнена в 2015-16 годах определило генерального подрядчика – фирму «Ремстройкомплект», пришедшую в республику по результатам конкурса. Результатом стало разорение нескольких ДРСУ и банкротство ГУП «Мост».

Впрочем, в нынешней проблеме даже не надо искать злого умысла – новый региональный оператор просто не сможет работать иначе. К примеру, из чего он будет платить подрядчику за май, если плата от населения и юрлиц поступит только в середине июня, а собственных денег у компании – 10 000 рублей уставного фонда? Отсюда и сроки расчетов в 2 месяца. Конечно, надо было привлекать инвесторов, брать кредиты – но зачем, если можно «выехать» на исполнителях?

 Утилизировать мусор бесплатно никто не будет. Фото: pixabay.com

Участники совещания сошлись на том, что на такой конкурс они заявляться не будут. Учитывая специфику работы можно предположить, что других претендентов мы не увидим, а значит, в части районов республики конкурсы просто не состоятся. Конечно, оставить мусор в баках власти не позволят, и вывозиться он будет теми, кто это делает и сейчас. Но в этом случае коммунальщики будут исправно выставлять собственные квитанции на оплаты – в дополнение к квиткам от «Автоспецтранса». То есть нас снова ждет вал двойных квитанций и путаница со счетами.

Меры и контр-меры

Избежать всего этого, по мнению коммунальщиков, можно двумя способами. Во-первых, отложить сроки проведения конкурса и переработать договор. Во-вторых, уж коли федеральное законодательство непременно требует регионального оператора - изменить карельский закон и создать в республике несколько регоператоров. 

До завершение конкурса на обслуживание районов остается три дня.Риск того, что на половине  региона торги будут признаны несостоявшимися, более чем велик. И если республиканские власти не хотят в очередной раз оказаться в глупом положении, им нужно немедленно отменять конкурс, не дожидаясь вердикта антимонопольного ведомства. И дорабатывать правовую базу, основываясь на предложениях организаций, работающих непосредственно "на земле" и знающих ситуацию изнутри.

В идеале, говорят специалисты, в каждом районе должен быть свой региональный оператор - и он же исполнитель. Это даст коммунальщикам в первую очередь право требовать заключения с ними договоров на вывоз мусора. Кроме того, уйдут затраты на посредника, который по сути поставлен только для сбора денег. Но с этим, заявляют коммунальщики, они и сами справятся.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Мусорный ветер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру