Бизнес-омбудсмен: власть и предприниматели Карелии не могут найти общего языка

Уполномоченный по правам предпринимателей рассказала о том, что больше всег мешает развитию бизнеса в Карелии

Несмотря ни на что, бизнес в Карелии развивается. Не всегда активно, не всегда  быстро и гладко, но всё же - так полагает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в республике Карелия Елена Гнётова. Но барьеры есть.

Уполномоченный по правам предпринимателей рассказала о том, что больше всег мешает развитию бизнеса в Карелии
Фото: pixabay.com

Куда меньше, куда больше

Проблема невысокой покупательской способности жителей республики, несомненно, сказывается на развитии бизнеса. Но, тем не менее, предприниматели двигаются вперед: разрабатывают новую продукцию, открывают новые ниши, завоёвывают новые рынки сбыта, разрабатывают свои уникальные бренды. Конечно, не всегда предпринимателям легко и просто.

Рост числа обращений предпринимателей к бизнес-омбудсмену говорит о том, что движение это сопряжено с множеством трудностей. Если в 2016 году помощь потребовалась 500-м субъектам предпринимательства, то в прошлом –  почти восьми сотням.

- Четыре обращения в день – это немаленькая цифра, - отмечает Елена Гнётова. - Примерно четверть жалоб связана с вопросами земельных отношений, в том числе - высокой кадастровой стоимости земли.

Жалуются предприниматели и на то, что не всегда могут получить причитающиеся деньги за выполненные муниципальным контракты. Причем нередко работы приняты, акты и соответствующие документы подписаны, а работа не оплачивается. В таких случаях омбудсмен обращается в суд, совместно с прокуратурой республики добивается устранения нарушения прав предпринимателей. Результаты есть: деньги за выполненные государственные и муниципальные контракты постепенно выплачиваются.

Кстати, о надзорных органах: на них стали жаловаться меньше. Исключение составляют органы внутренних дел.

- К уполномоченному в последнее время поступают жалобы, что полиция активно заинтересовалась продажей алкогольной продукции: проводит проверки торговых точек, организует в магазинах «контрольные закупки» алкогольной продукции - хотя это не функция правоохранительных органов, - поясняет омбудсмен. – Причем есть обращения, когда сотрудники при организации оперативных мероприятий привлекали несовершеннолетних лиц. Это просто вопиющий факт. Подобные случаи мы оспариваем в суде.

 «МК» в Карелии» уже рассказывал об одном таком деле: В Сортавала владельцу магазина выписали штраф, причем серьезный – 150 тысяч - за то, что в его торговой точке подросток смог купить алкоголь.Как рассказала Елена Гнётова, к которой предприниматель обратился за помощью, несовершеннолетняя покупательница пришла за спиртным не сама.

- Должностные лица намеренно привлекли несовершеннолетнюю девушку к оперативным мероприятиям, фактически инициировав покупку алкогольной продукции несовершеннолетним лицом.

В Сортавальском суде, где рассматривалось дело, к мнению правозащитника прислушались, и суд решил: такая закупка вообще противоречит целям мероприятия.

Представители комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации и сотрудники МВД, устроившие проверку, должны были не допустить продажи алкоголя подросткам, а не способствовать совершению правонарушения.

Злополучный коэффициент

Много жалоб из муниципальных образований республики могли быть решены на местах, но, к сожалению, не всегда местная власть готова на диалог с предпринимателями. Один из примеров: в Пудожском районе власти отказывали предпринимателю в приватизации арендуемого помещения даже после решений судов в его пользу. В другом случае - наложенные судом обеспечительные меры на земельный участок были проигнорированы органом власти и, несмотря на определение суда, участок был продан. Даже зарегистрировано право на землю. Ничтожность сделки в настоящее время оспаривается в судебном порядке.

Еще одна проблема: величина коэффициента К2 - одна из составляющих формулы расчета Единого налога на вмененный доход. Пострадали маленькие магазины в посёлках - именно они являются плательщиками этого налога.

- Мало того, что почти в каждый посёлок пришли федеральные сети, с которыми невозможно конкурировать. Предпринимателей сферы торговли обязали приобрести систему ЕГАИС, онлайн кассы, новое программное обеспечение, ещё и местная власть пытается улучшить свой бюджет за счёт повышения налога, - говорит Елена Гнетова.

С одной стороны, все понятно: муниципалитеты должны наращивать объемы средств, идущих в бюджет республики, ведь львиная доля всех доходов казны - как раз налоги. Но с другой стороны, излишняя нагрузка в непростых условиях может попросту убить бизнес. Особенно - в условиях непростого финансового положения предпринимателей в районах.

А поговорить?..

Недавно в Прионежье депутаты подняли коэффициент К2 в два раза, рассказывает правозащитник. Это возмутило местных бизнесменов. Но вместо того, чтобы сесть за стол переговоров с представителями представительной власти, предприниматели предпочли писать жалобы. Это, полагает Елена Гнётова, свидетельствует о полном отсутствии диалога.

Власти не думают, как их решения скажутся на предпринимателях, не выносят важные вопросы для обсуждения на районных советах малого бизнеса. А ведь именно предприниматели являются самой активной частью общества. Эффективная работа предприятий - это жизнь района. Налоговые отчисления предпринимателей формируют бюджет района, благодаря предпринимателям сохраняются или прирастают рабочие места. А если есть работа - молодёжь остаётся в родном посёлке или городе.

Возвращаясь к истории с К2: бизнес омбудсмен установила, что введённые коэффициенты в нарушение закона установлены задним числом. Верховный суд, куда было представлено мнение Уполномоченного, эту норму отменил. Сейчас Уполномоченный помогает предпринимателям вернуть незаконно уплаченные деньги. Но потрачено время, силы, средства, некоторые предприниматели уже закрыли свои магазины в посёлках или планируют это сделать.

Другой пример. Некоторое время назад районам выделили деньги  на субсидии местным предпринимателям. Средства могли получить те субъекты малого бизнеса, кто решил приобрести автолавки и торговать в посёлках и деревнях. В том же Прионежье желающих не нашлось: предприниматели, как выяснилось, даже не знали, что могут получить помощь от республики. Информацию, размещенную на сайте районной администрации, попросту не увидели.

- Механизмы поддержки есть, деньги есть. Что мешает наладить коммуникацию? – недоумевает Гнетова. – Омбудсмен – сторонний человек, однако выступает в роли посредника между властью  и бизнесом, между людьми, живущими в одном районе, а иногда – в одном посёлке и даже на одной улице.

«Кто молодец? МЧС молодец»

Как показывает статистика, на федеральные проверяющие  органы предприниматели жалуются все реже. Причина проста: там научились грамотно общаться с бизнесом и доводить до предпринимателей информацию о реформе контрольно-надзорной деятельности, о новых требованиях. Роспотребнадзор, МЧС, Росприроднадзор, УФАС взяли на вооружение принцип профилактики правонарушений, смогли найти верный подход к общению. Причем велосипед изобретать не пришлось. Оказалось, что достаточно регулярных встреч с бизнесменами по актуальным вопросам, выездных семинаров, консультаций и грамотно поданной информации, за которой предпринимателям не надо гоняться. Ведь коммуникация с деловыми людьми требует особого отношения. Во-первых, нередко представители малого бизнеса (на которых держится экономика части населенных пунктов) элементарно боятся задавать вопросы. Вдруг что? Не так спросишь, получишь не ответ, а штраф… А во-вторых, если предприниматель будет тратить время на просеивание гор шлака в поисках драгоценных информационных крупиц, когда же ему делать деньги?

Все будет, но позже?

В Карелии в последнее время для поддержки бизнеса делается немало, убеждена Елена Гнётова:

- Появляются новые механизмы и формы поддержки, расширяется «портфель» мер поддержки. Предприниматели могут выбрать ту поддержку, которая им подойдёт. Появился республиканский микрофинансовый фонд, где субъект малого бизнеса может получить кредит под небольшие проценты. За прошлый год таких кредитов выдано на 40 миллионов рублей. Крупный бизнес тоже скоро сможет за кредитными ресурсами обратиться в создаваемый «Фонд поддержки промышленности».

Любая помощь хороша и полезна. Но, увы, несмотря на появление в регионе ТОСЭР, всевозможных субсидий и прочих попыток завлечь инвесторов, дела идут все же не так хорошо, как хотелось бы. Желающих принести в республику «мешок денег» на горизонте не видно. Этому есть вполне резонные объяснения.

- Сейчас работа с потенциальными инвесторами – это конкурентная борьба российских регионов друг с другом, - считает бизнес-омбудсмен. – Каждый регион стремится предложить те уникальные условия, в которых бизнесу будет комфортно работать именно на их территории. Любой инвестор с серьезными намерениями будет сравнивать предложения, выбирать наиболее приемлемые и выгодные.

Карелия имеет свои плюсы и минусы. Минус - удаленность от логистических центров, высокие железнодорожные тарифы на доставку грузов, низкая плотность населения, удалённость карельских городов друг от друга, большая протяжённость дорог. Инвестору нужно выстраивать сложную логистическую систему, дополнительно тратиться на доставку товаров. Кроме того, Карелия, как северный регион, несет нагрузку в виде выплаты сверх минимального размера труда  - северных и районных коэффициентов, оплаты дополнительных отпусков работникам, компенсации их затрат к месту отдыха и обратно. Для бизнеса это существенные затраты. Чтобы их минимизировать, Карелия приняла пакет льгот для инвесторов. Например, по аренде земли и имуществу, по налогам. Если инвестору будет выгодно и комфортно создавать и вести своё дело в республике, то он  выберет Карелию. 

А территории опережающего экономического развития, обустройство которых так увлекло районы, еще возьмут свое. Но попозже. И тут в выигрыше могут оказаться те, кто «застолбит» место уже сейчас, пока ТОСЭР в республике еще не стали так эффективны, как от них ждут – так считает Гнетова:

- Люди убеждаются в плюсах новшеств постепенно. Ведь предприниматели нередко опасаются перемен и нововведений. Боятся конкуренции. Новые форматы нужно  приветствовать и поддерживать, ведь площадки территорий опережающего развития – это площадки под новые технологические производства за которыми – будущее.

Инвесторы свои и чужие

Пока республика, раскрыв объятья, ждет инвесторов внешних, не следует забывать и про своих, внутренних. В концепции социально-экономического развития республики на ближайшую пятилетку нашлось место поддержке производства и предпринимательства. В частности, речь идет о нескольких кластерах, которые будут «опекать» и которым обещают помощь. Среди них биоресурсы и рыбное хозяйство. Расширяется и пакет мер по поддержке предпринимателей рублем.

- Пакет мер по поддержке местного бизнеса расширен, - отмечает правозащитник. – Это правильно, потому что надо выращивать и поддерживать "своего" инвестора, который здесь работает и живет уже сегодня. Его семья здесь, его сотрудники – здесь.

Но тут все снова упирается в необходимость налаживать взаимодействие. Эпоха, когда власти «кошмарили» бизнес, ушла. Чиновникам с самого «верхнего верха» велели поддерживать предпринимательство. Но пока, видимо, нужно научиться просто разговаривать. Не языком заявлений, обращений и ответов, а нормальным, человеческим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: В отсутствие общего языка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру