Сообщать о том, в каком ужасающем состоянии находятся автомагистрали карельской столицы. Смысла нет – для этого достаточно выйти на улицу. Но особое возмущение горожан вызывает тот факт, что самые «битые» дороги города были отремонтированы всего полтора года назад, и более чем щедро оплачены.
Напомним: летом 2016 года на город «свалились» 450 миллионов федеральных рублей, выделенных на ремонт трасс – как асфальтовых, так и грунтовых. Проект получил название «100 дорог», из которых было отремонтировано 97. Фронт работ был разделен на два лота, по 200 с небольшим миллионов рублей каждый, и одинаковых по количеству асфальтовых и грунтовых покрытий. Заявиться на аукцион, согласно российскому законодательству, могла любая фирма, единственный критерий, необходимый для победы – наименьшая цена. Так город поделили между собой ООО «Ремстройкомплект» (Санкт-Петербург) и ООО «ПСК-Строитель» (Петрозаводск).
В лучших традициях страны непосредственно к делу проступили только осенью – слишком поздно пришли деньги. Но выручила погода, дождей почти не было, так что обеим фирмам удалось уложиться в необходимые сроки. Администрация начала приемку работ.
В таких случаях за основу, как поясняет Мизинкова, берется в первую очередь документация застройщика. Также сверяются акты, составленные по итогам скрытых работ: это когда, допустим, подрядчик укладывает первый слой асфальта и приглашает зафиксировать этот факт представителей администрации. Но главным критерием остается заключение экспертной организации, и такие заключения имелись. То есть документация была в порядке, акты скрытых работ специалистами мэрии подписаны, эксперты оценили результат положительно. Все подписи и печати наличествовали. Не принять работу у заказчика не было оснований, как и отказать в оплате.
А потом наступила весна, и стало очевидно, что около 80 процентов дорог, отремонтированных компанией «Ремстройкомплект», придется ремонтировать снова. Список объектов, по которым были составлены дефектные ведомости и которые впоследствии стали предметом судебного иска, насчитывает порядка 30 наименований. Некоторые из них: ул.Мурманская (от проспекта Октябрьский до набережной Варкауса), ул.Ленинградская, ул.Суоярвская, ул.Университетская (от кольца улицы Чапаева до начала улицы Лучистой), ул.Свердлова (от улицы Андропова до ул. Дезржинского)…
Были проблемы и у «ПСК», но в меньшем объеме - всего 20 процентов от сделанного. Как рассказывает Юлия Мизинкова, свои гарантийные обязательства петрозаводские дорожники выполнили, ни одной судебной претензии им предъявлено не было. В этом году некоторые из их объектов снова требуют ремонта – и нет сомнений, что он буде организован в рамках все тех же гарантийных обязательств.
Что касается «Ремстройкомплекта», то здесь ситуация пошла по наихудшему варианту развития. Поначалу, после устроенной новым губернатором выволочки, «РСК» взялся устранять недостатки – к примеру, на улицахУниверситетской и Суоярвской. А также на ул.Гоголя, которую он ремонтировал еще раньше, и которая также развалилась до всех гарантийных сроков (в суде сейчас разбираются иски по ремонтам еще 2013 года). Но затем питерские фирмачи, видимо, решили, что судиться дешевле. Петрозаводские власти через Арбитраж пытаются принудить их к выполнению гарантийных обязательств – а те, как вы догадываетесь, принуждаться не желают.
- Сегодня позиция «РСК» в суде такая: своей вины они не признают, - рассказывает Юлия Мизинкова. – Кроме того, они предоставили заключение еще одной экспертной организации, которое подтверждает, что с дорогами все в порядке. А то, что дороги рассыпались – это якобы их ненадлежащее зимнее содержание.
Руководитель Комитета ЖКХ считает, что это вообще не аргумент, и здесь с ней трудно не согласиться. Дело в том, что объекты, ремонтируемые «Ремстройкомплектом» и «ПСК-Строителем», разбросаны по городу вперемешку, находятся в одних и тех же погодных условиях и чистятся совершенно одинаково. Но дороги при этом «ПСК» целы, и претензий к ним нет.
Тем не менее, суд решил, что нужна еще одна экспертиза. Технология подбора экспертов такова: каждая из сторон предлагает свою экспертную организацию, а суд выбирает. И тут случилась история поистине удивительная. Петрозаводская администрация последовательно договаривалась с двумя фирмами, местной и мурманской. И оба раза буквально в последний момент они отказывались участвовать в деле. Хотя деньги на счет Арбитражного суда уже были внесены - экспертов ждало очень щедрое вознаграждение, сотни тысяч рублей. Почему договоренности были разорваны, Юлия Мизинкова объяснить не может, поскольку сами экспертные организации свои отказы комментировать отказались. Из собственного опыта могу сказать: если человек или даже целая компания отказываются от хорошего и абсолютно законного заработка – значит, их либо подкупили, либо запугали.
Сейчас мэрия заявила третью организацию, но гарантировать, что не сорвется и она, никто не может.
По всем этим причинам надеяться на то, что решение суда вступит в законную силу в нынешнем году, не приходится. Пока пройдет экспертиза, пока суд вынесет решение, пока дело пройдет через апелляцию… Так что бесполезно ожидать, что «РСК» начнет переделывать свою работу. Но проблема в том, что ремонтировать эти дороги самим петрозаводским коммунальщикам тоже нельзя. В контракте с «РСК» четко указано: гарантия и гарантийные работы, о денежной компенсации речи не идет. Поэтому если город отремонтирует трассы собственными силами, ты получится, что 200 миллионов «Ремстройкомплекту» просто подарили. Так что обрадовать петрозаводских автомобилистов Юлии Мизинковой в этом году нечем.
Но в этой истории есть еще пара нюансов, которые мы намерены выяснить. Следите за нашими публикациями.