Все выступают против оптимизации петрозаводских детских садов, но она продолжится

Что происходит в дошкольных учреждениях карельской столицы

В одном из садиков карельской столицы два месяца назад произошла такая сцена. После утренника, перед родителями и бабушками выступила воспитательница. Умиленная публика, ненадолго улизнувшая с работы ради праздничного поздравления малышей, думала, что вот сейчас услышит какой-то постскриптум и вернется на службу. Не тут-то было. Им объявили, что после тихого часа всех детей буквально распихают по разным чужим группам. Ибо смена у воспитательницы заканчивается в 15.00, а напарницы нет. Не нравится – забирайте детей. А так: «Списки повесим на двери группы. Ищите детей по ним. Оптимизация ведь».

Что происходит в дошкольных учреждениях карельской столицы
Качественное дошкольное образование все больше отдаляется от петрозаводчан. Фото: Максим Берштейн

Гладко было на бумаге

Мелочь это или серьезный провал в организации работы детсада – разговор отдельный. Долгий. С углублением в профессиональные области педагогики, психологии, этики и, в конце концов, безопасности. Более плачевные иллюстрации новой реформы в дошкольном образовании Петрозаводска мы, скорее всего, понаблюдаем позднее.

В конце прошлого года широко распространилась весть о том, что в детсадах карельской столицы грядут существенные подвижки. Тогда стало известно, что вводится норма – три воспитателя на две группы (было – два воспитателя на одну группу). В новой арифметике не учитываются больничные, отпуска, учеба и другие моменты отсутствия персонала. Решение спускалось сверху, с муниципального уровня. Где-то заведующие сокращали вакансии, где-то, поговаривают, стали избавляться от реальных единиц. Тем, кто перешагнул пенсионный рубеж, стали предлагать 0,8 ставки. Кстати, всего в Петрозаводске числилось 1 370 воспитателей.

Открыто никто не взял на себя смелость объяснить причины новшества. Обиняками проговаривали, что работникам сферы надо поднимать зарплату. Причем не из любви к людям или признательности к их труду. По слухам, это «надо» диктовалось президентскими указами шестилетней давности и вроде как повышением северного МРОТа. Попробуй, выполни на местах федеральные решения, если денег нет.

Точно денег нет?

С такой постановкой вопроса не соглашается республиканское Министерство финансов. Здесь заявляют, что деньги на исполнение пресловутых «майских» указов в республику поступают в виде субвенций в полном объеме. В том числе они должны идти на зарплаты воспитателям. В постановлении правительства Карелии N 48-П прописаны нормативы по размерам средств на обеспечение достижения целевых значений средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций. В ведомстве настаивают, что предусмотрен и рост зарплат на 6 процентов.

Значит, дело в «северных»? Приходится гадать. Знаменательное решение Конституционного Суда, которое восстановило справедливость для северян, вступило в силу как раз в декабре 2017 года. Напомним, тогда, после долгих мытарств, было решено - районные коэффициенты и надбавки не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ). Региональные правительства роптали – где взять средства на дополнительные расходы из бюджета? Но и тут наступила ясность: уже в марте было во всеуслышание объявлено, что, к примеру, Карелия получит дополнительно 303 миллиона «федеральных рублей» – именно из-за того, что деньги на выплаты пересмотренных судом зарплат не были заложены заранее.

Почему же воспитатели, опрошенные нашим изданием, говорят: «Нам объяснили все это финансовыми причинами… Что-то говорили про президента». Да и глава города, Ирина Мирошник, комментируя недавно этот вопрос, отметила: «Качество (услуг) не должно страдать в учреждениях, но бюджетные средства необходимо расходовать рачительно».

Кому и что не понравилось

Тогда в чем дело? Деньги вроде есть. Рождаемость растет. Если ты не льготник, то до исполнения ребенку 3 лет попасть в Петрозаводске в сад –невозможно. Как рассказывают сами воспитатели, в современном дошкольном учреждении работать стало очень интересно.

Бьют тревогу родители и педагоги. Если раньше в группе работали два воспитателя, хорошо знакомые детям, и сами привыкшие к особенностям тех или иных воспитанников, то сейчас на несколько групп вводятся этакие сменщики. Полдня «побыла» в одной группе, затем в другой. А иногда могут и на весь рабочий день поставить куда-нибудь. Колоссальная ответственность в сочетании с невысокой зарплатой, требования к выполнению новых образовательных стандартов (отчетность, методички, презентации, нестандартные занятия) и завышенные ожидания родителей – все это должно, по мнению «эффективных управленцев» от госаппарата, уместиться в измененной деятельности воспитателя.

Немаловажна и еще одна деталь. Нагрузка на работника возрастает, а зарплата остается такой же. Этот постулат, как ни странно, приводится не «жалобщиками». Его используют представители власти – мол, что, обленились? В ответ – лишь горькие усмешки: во-первых, сами попробуйте поработать на группе в 25 (с оптимизацией, считай, в 50) современных детишек, во-вторых, ранее за переработку воспитателям доплачивали 200 рублей в час, и эти «барыши» не были определяющими.

Диалог организован, но не состоялся

В конце апреля Комиссией по вопросам гражданского общества Общественной палаты Карелии и Союзом организаций профсоюзов был организован круглый стол по данной теме. Собрались представители различных ведомств и общественных институтов, но самым интересным представлялся диалог между специалистами Управления образования  администрации Петрозаводска и воспитателями (родительского сообщества, к слову, не было). На мой взгляд, он не получился. Задерганные педагоги-воспитатели, пытаясь донести свои опасения до чиновников, несколько раз натыкались на их удивительную способность уходить от прямых ответов. Им говорили про то, что воспитатели не должны выгорать и сходить с ума при полном рабочем дне - в ответ муниципальные служащие зачем-то вспоминали про дворников. Им говорили, что в трудовых коллективах воспитателей заставляют писать заявления по собственному желанию из-за оптимизации, на что сотрудники мэрии мотали головой, отрицая это. Им говорили, что при небольшой зарплате вообще трудно собрать хороший коллектив - в ответ представители власти доставали статистику и зачитывали, какие заработки значатся по дошкольным учреждениям. Этим они еще больше раздражали собравшихся – средние показатели (25 989 рублей по Петрозаводску за 2017 год) никак не отражали суммы в квитках тех, кто пришел на встречу. «Ну, это же с НДФЛ считается, так что же вы!» - вновь осадили людей.

- Оптимизационные процессы проходят в городе в соответствии с законом. Из-за приведения в рамки нормирования труда. Если дворник числится на трех ставках, но его в течение 8 часов нет на рабочем месте, это неправильно – рассказывала руководитель комитета соцразвития Римма Ермоленко.

- Объясните мне, всю жизнь проработавшей в садике, как мы будем справляться? На шесть групп было 12 воспитателей, у нас заставляют уволиться троих, – пыталась уйти от темы дворников одна из участниц собрания. - Одна в декрете. А если кто-то заболеет, как мы будем? Я – мама ребенка-инвалида, мне по закону положены 4 дополнительных дня, которые некогда брать, мне напарницу жалко…

Видимо, не продумав заранее, что беседа будет строиться на претензиях, чиновники не нашли ничего лучше, чем ловить на формулировках горожанок, имевших несчастье посвятить себя «не той профессии».

- Как отработать полный рабочий день  и углядеть за 28 ребятишками? А потом идти на другую такую же группу? – начинала одна сторона.

- Какие 28? Не все же ходят, посещаемость ведь разная. О чем вы? Есть нормы, по которым количество детей зависит от квадратных метров… - перебивала сторона другая, пытаясь представить рядовых работников некомпетентными, не знающими нормы комплектования. Забывая, что воспитателя не спрашивают, когда наполняют группу «под завязку».

- Расскажите, что вы делаете в те часы, когда напарница гуляет  с детьми или на «тихом часе», - спрашивала Римма Ермоленко.

- Пока ребята гуляют, готовлюсь к занятиям, они часто проходят в форме презентаций, мне надо подготовить технику, материалы. Иначе мне, после того, как попаду домой в 19 часов, придется дома готовиться, - отвечала педагог дошкольного учреждения. - Во время «тихого часа» нас выдерживают по полтора часа на методических часах, мы обмениваемся опытом…

- Ну, я услышала слова «приходится» и «выдерживают», - парировала руководитель комитета.

- Знаете, отработав в саду 35 лет, будучи на пенсии, я могу себе позволить работать по полдня… А теперь мне нужно умереть на рабочем месте? – с таким рассуждением выступила воспитатель.

Кому что

Оптимизация уже случилась. Как нашему изданию рассказали в одном из детсадов, коллектив, перешедший на новую систему, видит мало позитива. На вопрос о том, помогает ли воспитателям пережить новинку более серьезная финансовая поддержка , прозвучал ответ:

- Вы меня извините, но это не те деньги, которые становятся решающим аргументом. Ведя своих малышей от самого маленького возраста до выпускного, я проживала с ними целую жизнь. А теперь? Лишили последнего, что было ценного в этой работе - возможности узнавать детей и любить их…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 16 мая 2018

Заголовок в газете: Шесть десятых воспитателя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру