На минувшей неделе в Карелии состоялся рейд Общероссийского народного фронта (ОНФ). Причем его провели не только региональные представители - приехал координатор федерального проекта «Народная оценка качества» Виктор Рожков. Показывали гостю из центра несколько объектов Прионежского района и Петрозаводска. Заодно пригласили журналистов. Чуть позже, отдельно, собрали и глав профильных министерств.
О том, как оценили эксперты состояние учреждений образования, мы уже рассказали. В системе здравоохранения решили проверить поликлинику №3 Петрозаводска, Прионежский филиал Республиканской больницы имени В. Баранова (бывшую Прионежскую ЦРБ), врачебную амбулаторию в поселке Деревянка. Впечатления разнились.
Жалко всех, но условия унизительные
Утро летнего дня. Пик сезона инфекций позади. Тем не менее, городская поликлиника на Первомайском проспекте гудит – на первом этаже в неимоверно узком коридоре очередь из пациентов. Людям необходимо сдать кровь для анализа. Но устроено все замысловато. В один кабинет выстроились те, кому «из пальца», в другой – те, кому «из вены». В то же время есть «счастливчики», кому и туда, и сюда, а потому отстоять в очередях им приходится дважды. Все чудеса изворотливости надо проявить в строго отведенное время. Параллельно неподалеку начинает нарастать «хвост» в регистратуру. Лица, голоса, духота. Градус раздражения очевиден.
- Открыть окно для проветривания нельзя, - жалуется пожилая петрозаводчанка, - так как ключ у некого завхоза. А ведь помещения эти не предназначены для такого количества народу – я помню, как в этом здании еще было общежитие. Врачи ссылаются на то, что альтернативы нет, застроен район набережной Варкауса, появилось очень много пациентов, а поликлиники новые никто не строит.
Поднимаемся выше. Второй этаж. Ни одна кнопка, предназначенная для оповещения незрячих или слабовидящих людей, не работает. В узких коридорах – узенькие скамейки. От визита в санузел у делегации перехватывает дыхание, и проверка быстро переносится подальше от смрада. Из кабинета невролога выглядывает испуганная женщина и, зачем-то ссылаясь на врачебную тайну, запрещает вести фото- и видеосъемку в кабинете. Пускает туда только Виктора Рожкова.
На третьем этаже гостя поражает повторяющаяся в разных регионах страны особенность: хирургическое отделение расположено в самом верху здания. Лифта здесь, конечно, нет; подъем, к примеру, на костылях становится дополнительным испытанием после траты нервов на первом этаже. Самое парадоксальное – малая операционная и хирургическая зона капитально отремонтированы совсем недавно, и перенести это все в ближайшее время на первый этаж слишком затратно.
Еще одним абсурдом обернется попытка проверить работу «волшебного телефона». Он указан при входе в поликлинику для тех, кто желает воспользоваться электроподъемником. Так как это складное сооружение нужно особым образом привести в действие, человеку на инвалидной коляске предлагается набрать мобильный номер из таблички. В итоге окажется, что номер не активен.
…Мы каждый день сталкиваемся с подобными реалиями. Поход в медицинское учреждение напоминает лабиринт, отбирающий душевный покой. Раздраженные пациенты вымещают злобу на медперсонале, те – на пациентах. Замкнутый круг. Неужели, чтоб починить ручку входной двери поликлиники (даже объявление повесили - «травмоопасная ручка»»), надо обращаться к президенту?
Как пояснил координатор проекта «Народная оценка качества», никто не отменяет две самые глобальные, далеко не специфически карельские проблемы здравоохранения – дефицита средств и кадров. Между тем, организатор рейда уверен: большинство хлопот доставляют организационные промахи на местах. После поездок по разным городам и весям он напоминает: людские потоки можно регулировать, как в современных системах логистики. На сдачу анализов можно выдавать талоны. Работники регистратуры, по нормативам, обязаны накануне разносить медкарты пациентов по кабинетам, чтоб те на следующий день не создавали лишнюю очередь. Учреждения могут перенимать принципы «бережливой поликлиники» - новой системы оказания услуг, внедряемой по стране. Иначе накопление мелочей в отдельно взятом месте создает очаг напряженности, который может выливаться в странные формы.
А что начальство?
На поликлинику №3 жители Петрозаводска жаловались в ОНФ. С тех пор здесь сменился главврач, заведение буквально за несколько дней до рейда возглавила Ольга Романенко. Она согласилась, что очень многое в учреждении не продумано, и посетовала, что в предыдущие годы не принимались необходимые организационные решения. В итоге было заявлено, что вскоре здесь на забор крови будут выдаваться номерки.
Более глобальные перспективы озвучила министр здравоохранения Карелии Марина Швец. Она охарактеризовала ситуацию в поликлинике как сложную: здесь обслуживают жителей трех отдаленных микрорайонов (Сулажгорский кирпичный завод, Сулажгора, Соломенное), не хватает площадей. В связи со скорым открытием республиканского Перинатального центра в городе появятся свободные помещения для медицинских нужд. Это позволит в той же третьей поликлинике до конца года оптимизировать работу лаборатории, хирургического кабинета и стоматологии.
- По поводу проблем с доступной средой - думаю, все недостатки будут устранены завтра, послезавтра, ну, до конца следующей недели, - отрапортовала глава ведомства на встрече в минувшую пятницу.
Истинно земский доктор
Визит в Прионежский район продемонстрировал еще одну прописную истину: при том плачевном состоянии медицины, какое мы имеем, в профессию идут особенные люди. И, как и в Петрозаводске, проверяющие пришли к выводу – к врачам особых претензий нет, люди жалуются на другое.
Поселок Деревянка. Местная амбулатория расположена в пятиэтажном жилом доме, на первом этаже. Здесь, в давно не видевшем ремонта помещении бывшей жилой квартиры, сосредоточена вся медицинская жизнь поселка: сбор анализов, прием врачей общей практики, выписка лекарств. Сюда с 2014 года не приезжает специальный транспорт, позволяющий выполнить флюорографическое обследование. Врачи-специалисты бывают раз в квартал. Пеленальный стол пришлось сделать своими руками – в маленькой «прихожей» ютятся и пенсионеры, и мамочки с младенцами. Но озлобленности почти не чувствуется. А район в целом переживает состояние реорганизации – местную медицинскую сеть присоединяют к Республиканской больнице.
Об этом переходном периоде более подробно речь зашла уже в Ладве, в бывшей ЦРБ. «МК» в Карелии» в марте подробно освещал конфликтную ситуацию, вспыхнувшую в этом поселке, где жители опасались закрытия «скорой помощи». Те, кто встречал рейд ОНФ, не вспоминали о тех событиях, но без лукавства рассказывали о том, что имеют на данный момент.
В филиале объединены три сегмента: круглосуточный стационар, с паллиативными койками и койками сестринского ухода, амбулаторный блок и «скорая помощь». При этом в Прионежье серьезно осложняет обстановку протяженность района: ведь своевременно надо оказать помощь и тем, кто живет к северу от Петрозаводска (Заозерье, Новая Вилга, Мелиоративный, Чална-1) и к югу (Ладва, Шелтозеро, Пай и далее, до границы с Ленинградской областью). Расстояния от точки до точки достигают 170 километров в условиях почти что бездорожья. Это серьезное испытание для тех, кого зовут на помощь при вопросах жизни и смерти. Заодно летом пациентов становится вдвое больше (с 21 тысячи до 40 тысяч), так как прибавляется население дачных кооперативов (в основном пенсионеры и дети). Скорая и неотложная помощь тогда нарасхват. В перспективе – только увеличение количества потенциальных пациентов, так как петрозаводчан привлекает жизнь за городом - коттеджные поселки рекламируются активно.
Екатерина Шошина – заместитель главврача филиала, назначенная меньше месяца назад - на это все смотрит с оптимизмом:
- У нас главная проблема – транспорт. Парк устарел, машины ходят до последнего, и наши самоотверженные водители ремонтируют их ежедневно. Так, в новой машине «скорой помощи», которую мы получили в 2017 году, уже дважды по гарантии менялась рама. Пробег у некоторых «скорых» был более 500 тысяч километров…».
Как выяснилось, это не все. Наследие Прионежской ЦРБ – это накопленные за годы долги, которые теперь перейдут к «республиканке». Очень неоднородно состояние ФАПов - где-то новые, а где-то нет централизованного водоснабжения и канализации. Оказание специализированных видов помощи ведется лишь в карельской столице. И, как и везде, кадровый голод. Изначально заложена в Прионежском филиале «Республиканки» трудность обеспечения пожарной безопасности – здание было выстроено как общежитие, и при недавней учебной тревоге персонал на руках выносил лежачих больных с верхних этажей.
Медицина на селе – ипостась особая. Как отметила собеседница Виктора Рожкова, при всех сложностях на работу приходят люди, которые впоследствии становятся чуть ни главнее руководителей сельских поселений. К ним обращаются со всеми, уже и не врачебными проблемами. Вот то, что когда-то называлось в истории страны «земством» сейчас и повторяется…
Была затронута тема привлечения новых специалистов. В былые годы докторам на селе предоставляли подъемные в 1 миллион рублей, но на 2019-ый год, как рассказали в филиале, денег на такую программу не выделили.
Московский гость осмотрел машину «скорой помощи» и удивился еще одной прионежской примете – в салоне спецмобиля, рядом с носилками, были расположены две канистры с бензином. «Это зачем?» – уточнил Виктор Николаевич. «Так заправки нет, а вызов по времени может занимать 5 часов. В Петрозаводске заправляемся и берем запасы горючего, чтобы в случае чего, успеть» - ответили ему.
...Если социальный климат общества держится на трех слонах – медицина, образование и соцобеспечение – то первые два у нас явно хромают. Так не хромает ли и сама черепаха, на которой стоят слоны - власть?