Что было делом жизни строителя Марка Шегельмана

От нас ушел один из самых ярких руководителей строительной отрасли Карелии, и в то же время очень скромный человек

Марк Романович не любил общаться с прессой, и когда в 2006 году мне все-таки удалось уговорить его встретиться, то его первыми словами были: "Только не обо мне, давайте поговорим о работе и пусть это будет не интервью с руководителем, а просто рассказ о нашем предприятии". Сегодня мы предлагаем его вашему вниманию.

От нас ушел один из самых ярких руководителей строительной отрасли Карелии, и в то же время очень скромный человек
Таким его запомнили коллеги. Фото: petrsu.ru

Не буду кривить душой: я никогда не хотел стать строителем. Но всегда восхищался людьми этой профессии. Когда пятиклассником вошел в только что построенную петрозаводскую школу № 18 (теперь она называется «национальной»), когда из «деревяшки» шагнул в новую благоустроенную квартиру-«хрущевку» на улице Московской.

За свою жизнь я постоянно наблюдал, как с помощью строителей преображался наш город – росли дома, строилась набережная, фонтаны. Уже став журналистом, делал репортаж с огромного пустыря о том, как геодезисты вели планировку местности, где через несколько лет появится крупнейший «спальный» район Петрозаводска – Древлянка. Но мало кто знает, что значительная доля в преображении столицы Карелии – заслуга коллектива Строительного предприятия №1, или уж если совсем коротко – ЗАО СП-1, и ее руководителя Марка Романовича Шегельмана.

Кирпич на лошадях

В конце 50-х – начале 60-х годов партия и правительство Советского Союза провозгласили курс на массовое строительство дешевого жилья для трудящихся страны. Но кто знает, коснулся бы этот строительный бум маленького Петрозаводска, если бы не одно обстоятельство: в это же время на государственном уровне было принято решение о возведении в нашем городе флагмана бумагоделательного и целлюлозного машиностроения страны – завода «Тяжбуммаш».

В октябре на пустырь на окраине города пришли первые строители – всего-то 15 человек - и начали с обустройства: сооружения бытовки. Так просто и обыденно и началась история строительного предприятия, которое теперь и именуется СП-1.

 

Объем работ был огромный – тысячи и тысячи квадратных метров производственных корпусов, которых еще не видывали в Карелии. Взять хотя бы литейное производство. И хотя уже через несколько месяцев в работу на площадке включились 11 специализированных участков, требовалась их полная реорганизация в единую структуру. Так в 1963 году на выездном заседании руководства «Главсевзапстроя» было принято решение о создании промышленного строительно-монтажного управления №1 – СМУ-1.

Надо знать это время. С одной стороны – возведение современного по тем временам производства, с другой - совсем абсурдная картина. В архиве СП-1 сохранилась фотография конюшни строителей: некоторые детали вывозили на стройплощадку на лошадях…

Не будем забывать, что наша страна в то время строила коммунизм и пыталась догнать и перегнать Америку. Поэтому планы пятилеток нужно было почему-то обязательно перевыполнять: за четыре, а то и за три года. Кроме того, почетной добровольно-принудительной обязанностью считалась сдача объектов к «красным» датам календаря и к Новому году. И надо сказать, что люди СМУ-1 работали достойно и на совесть. К концу 1964 года госкомиссия приняла пролет главного корпуса завода. Кто видел это сооружение, представляет гигантский объем проведенных работ.

Строительство «Тяжбуммаша» продолжалось, а СМУ-1, уже став одной из ведущих строительных организаций Петрозаводска, присматривалось к новым объектам. До 90-х годов его силами были построены цеховые корпуса домостроительного, деревообрабатывающего комбинатов, КСК, завода силикатного кирпича, комбината «Славмо», совхоза «Тепличный» и другие сооружения. К сожалению, как заметил генеральный директор СП-1 Марк Шегельман, сегодня на многие из этих объектов пришла разруха: предприятия, не выдержав рыночных перемен, обанкротились. Впрочем, с началом перестройки серьезные испытания ждали и СМУ-1.

Зарплату - селедкой

Строительно-монтажное управление специализировалось на сооружении промышленных и административных корпусов. То есть под госзаказ - впрочем, частных заказчиков тогда и не было. Но в начале 90-х годов экономика страны впала в состояние коллапса: государство уже не могло финансировать строительство, а частные структуры еще только нарождались. В Петрозаводске остались недостроенными шесть объектов, которые возводило СМУ-1, такие, как, например, тепличный комбинат, водоочистные сооружения на улице Варкауса, корпус швейной фабрики «Онежские зори». Впрочем, и сама фабрика «приказала долго жить».

Казалось бы, и СМУ, оставшемуся без финансового обеспечения заказов, грозила та же участь. Да что говорить: в строительной отрасли республики до кризиса работало более 25 тысяч человек. К пику запустения осталось чуть более четырех тысяч строителей…

А тут еще напасть. Если те строительные организации, которым удалось удержаться на плаву, смогли акционироваться и приватизировать технику и недвижимость, то в самый разгар этого вселенского хаоса тогдашнее руководство «Петрозаводскбуммаша», где базировалось управление, заявило: вы нам больше не нужны, попрошу очистить помещение. СМУ оказалось на улице.

В тот период, рассказывает Марк Романович, мы действительно оказались на грани банкротства: предприятие не могло платить налоги, задержки по зарплате превышали шесть месяцев, люди стали уходить. Надо было во чтобы то ни стало сохранить коллектив. Арендовали помещения, брались за любые заказы. Железная дорога не могла расплачиваться деньгами – соглашались на право обладания их тарифами грузоперевозок. Комбинат «Славмо» предложил бартер – свою продукцию. Ею обеспечивали работников, и даже открыли свой магазин. Как-то привезли в счет зарплаты рефрижератор селедки из Беломорска.

СМУ акционировали, оно превратилось в ЗАО «СП-1». Удалось реструктурировать долги. Сейчас они погашены, как и задолженность по заработной плате. Костяк коллектива удалось сохранить.

Параллельно с изменением формы собственности велся поиск нового фронта работ. На госзаказ, как прежде, надежды в ближайшие годы не было. И руководство СП-1 решило рискнуть: занять рынок в жилищном строительстве. Первый дом на улице Краснофлотской был не только необычным по своей архитектуре, но и по подходу к его строительству. СП-1 впервые в республике выступило как застройщик, подрядчик и дольщик - все в едином лице. С тех пор дела предприятия медленно, но все-таки уверенно пошли в гору.

Технологии XXI века

Как-то на заре перестройки я брал интервью у американского бизнесмена. Тогда, говоря о перспективах внедрения в России современных технологий, он сказал: «У вас это еще долго не получится, потому что нет культуры производства». И расшифровал свою мысль: «Если даже в России построить «под ключ» фордовский завод, то автомобили все равно будут хуже, чем собранные, к примеру, в Англии».

Теперь я понимаю, что он был не прав. По крайней мере, строители из СП-1 это доказали. Вспомним, как еще совсем недавно сдавались на приемку квартиры: перекошенные косяки дверей, щели, горбатый пол и трещины в стенах. Не знаю, как удалось коллективу строительного предприятия № 1 так быстро перейти на новейшие технологии строительства, научиться применять доселе невиданные материалы, выполнять любое пожелание заказчика, но это действительно так. Впрочем, сам Марк Шегельман отнесся к этим моим размышлениям довольно скептически: «До идеала еще далеко».

А все же, как приятно смотреть на оригинальные опрятные здания на проспекте Ленина, 38 «А», улице Титова, 11, на Первомайском проспекте, 3 и 5, на Пробной, и во многих других местах города. А фонтаны у ДК ОТЗ и на Студенческом бульваре? А любимое место отдыха всех петрозаводчан - набережная Онего?

"А к промышленным объектам мы еще вернемся, - уверенно тогда сказал на прощание Марк Романович. – Экономика Карелии когда-нибудь обязательно начнет возрождаться..."

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2018

Заголовок в газете: Строитель Марк Шегельман

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру