МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Пространство, куда хочется вернуться

Режиссер Юрий Александров считает Петрозаводск городом, где опера будет процветать

…Сфотографировать Юрия Александрова во время репетиции практически невозможно. Нет, он совсем не против, как раз наоборот – редко встретишь режиссера, столь терпеливо относящегося к журналистам. Просто он постоянно находится в движении. И даже если не выскакивает на сцену, чтобы показать солистам, как именно нужно станцевать очередное па (это в опере-то!), а просто сидит в режиссерском кресле – ни секунды покоя: дирижирует, показывает, подпевает… До премьеры «Севильского цирюльника» остается менее двух недель. Мэтр нервничает. 

Новая глава

Он всю свою жизнь бегал от «Се­вильского цирюльника». Куда бы он ни приезжал, на каких бы подмостках его ни смотрел – встречался с очень скучным спектаклем в убогих декорациях. Кривые кринолины, наспех из проволоки сделанная мебель, а самое главное – недостаток мастерства. Эту сверхсложную ансамблевую оперу могут спеть только высокие профессионалы. Александров тянул до последнего, и только год назад театр в Казани уговорил его на постановку «Цирюльника», которая получилась на редкость удачной и уже прославилась на Западе. Только после этого он почувствовал себя готовым повторить успех в Карелии. Конечно, этому способствовал огромный шаг вперед, сделанный нашим Музыкальным театром:

– Нам не стыдно ни за одну нашу постановку – «Кармен», «Травиата», «Баттер­фляй»… Это все очень качественная работа. Ребята очень растут, это видно. Когда растет труппа – это самое ценное. Мы попробовали все стили, теперь – Россини. Это новая глава.

Едва ли не самая тяжелая задача, которую Юрий Исаакович ставит теперь перед труппой – зрителя предстоит не только поразить вокалом, но и рассмешить. А это нужно уметь делать:

– Я видел, как старательно артисты пытаются смешить – а не смешно. Вот когда человек играет абсолютно серьезно, а в зале гомерический хохот – вот это я люблю.

Азбука Морзе

Еще Александров любит, чтобы артисты не просто пели, а играли. Это особенность его стиля – делать спектакль. У него оперные звезды, привыкшие работать по принципу «встал и спел», специально берут уроки хореографии. Хор не стоит на месте, а активно участвует в происходящем на сцене действии. Даже смена декораций – маленькая жанровая сценка. Зрителя приводит в восторг такой подход, во многом именно ему обязана своим успехом великолепная Анна Нетребко, устраивающая на сцене целое действо. Кстати, свою первую большую роль она, будучи еще студенткой, сыграла в опере «Кай и Герда» – у Александрова в «Мариинке», где и вкусила актерского дурмана…

Впрочем, сам мэтр к этому вопросу подходит осторожно:

– Может, не совсем правильно, что я от них требую игры как в драме… Природа отношения разная. То, что в драме предстоит найти режиссеру, в опере уже заложено в партитуре. Но то, что написано нотами, это только азбука Морзе, это еще не стало смыслом, и теперь главное – найти интонацию. Это вообще главное в опере – интонация, окраска звука. Ни одной дежурной ноты! И когда мне говорят: «Они у вас играют, как в драме!» думая, что это комплимент – мне хочется сесть и поговорить на эту тему. Я не хочу, чтобы они играли, как в драме! Я хочу, чтобы они играли, как в опере!

Всеобъемлющий жанр

Александрову все время предлагают сменить оперные подмостки на какие-либо другие. Он делал много мюзиклов, снимал много телеспектаклей, но его слишком увлекает то, что он делает в опере, не считая, что работает для избранных:

– Опера настолько загадочный, сложный и всеобъемлющий жанр, что назвать ее только элитарной или только демократичной нельзя. Мне кажется, опера сегодня – наиболее мощный вид театрального искусства… У оперы есть ресурсы, которых нет у драмы – она апеллирует к подсознанию. Здесь такой запас прочности, что даже если у тебя нет плодотворной творческой идеи – тебя «вытащит» оркестр, музыка, грандиозные декорации, костюмы, балет, хор… Все спецэффекты родились в опере – наводнения, грандиозные пожары, крушения судов…

Но на таких спектаклях, как «Севильский цирюльник», рождается профессионализм коллектива, считает Юрий Исаакович. Тут не спрячешься. Да и от кого прятаться – от зрителя? По его словам, сейчас в театре слишком много агрессии и часто превалирует принцип: мол, не нравится – до свидания. Он сам категорически этого не приемлет, не может так сказать своей публике. Потому что если уйдут из зала те, кто сидит в нем сегодня – их дети и внуки уже не придут никогда.

Реплика в зал

Итак, прочесть новую страницу в истории карельской оперы нам предстоит уже в самом скором времени, а Александров, похоже, готов ее перевернуть:

– Мы обсуждали – у нас «Пиковая дама» в планах. Мы совсем уже обнаглели…

Похоже, в своих ожиданиях мэтр опирается не только на мастерство труппы, но и на готовность карельской публики. Говорят, оперой на планете во все времена и при всех политических строях интересуются только 4 процента населения. Как не окультуривай народ, баланс сохраняется: 4 процента. Похоже, Александрову удалось нарушить это равновесие. Когда он приехал в Петрозаводск, ему по-дружески советовали не лезть со своей оперой – мол, карельская публика привыкла к оперетке. А он в это не верил и оказался прав:

– У нас такая публика!.. Я сижу всегда тут и смотрю больше в зал, чем на сцену. И я наслаждаюсь тем, с каким вниманием она слушает! И Жванецкий, кстати, на это обратил внимание, и мне сказал, и в зал сказал: «Вы так слушаете и так реагируете, что хочется жить просто, хочется заниматься этим делом»! Эта публика достойна и этих замечательных стен, и такого замечательного репертуара.

Александров считает, что коммунисты были не дураки: они хоть и уничтожали церкви, но очень помогали театру. Потому что знали – человеку нужен храм. Времена изменились, но эта необходимость осталась.

– Человек должен знать, что когда будет совсем тяжело, он придет в Музыкальный театр. И откроется занавес, и он забудет обо всем, что происходит на улице.

Мэтр уверен: придя в оперу, человек должен окунуться в такое пространство, в которое он потом захочет обязательно вернуться. И он всеми силами создает нам это пространство. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах