МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

«Давайте исполнять закон»

Костомукшский ГОК, перейдя в вологодскую «Северсталь», по-прежнему платит налоги в бюджет Карелии

Руководство горно-обогатительного комбината «Карельский окатыш» в Костомукше не понимает, почему чиновники различных уровней считают одно из крупнейших предприятий-налогоплательщиков Карелии главным виновником резкого падения налоговых доходов бюджета республики. 

Генеральный директор "Карельского окатыша" Максим Вороьбев. Фото автора

Руководство горно-обогатительного комбината «Карельский окатыш» в Костомукше не понимает, почему чиновники различных уровней считают одно из крупнейших предприятий-налогоплательщиков Карелии главным виновником резкого падения налоговых доходов бюджета республики. Напомним: с 2013 года комбинат из-за изменений в налоговом законодательстве вступил в консолидированную группу налогоплательщиков, холдинг «Северсталь», который находится в Вологодской области. Это привело к тому, что налог на прибыль стал «уходить» в другой регион. Суммы потерь назывались разные: министр финансов Игорь Усынин, отчитываясь в правительстве о ходе исполнения бюджета в 2013 году, говорил о том, что казна недополучила 2,5 миллиарда рублей, а представители Счетной палаты республики, в свою очередь, горевали об 1 миллиарде денежных потерь. Карелия в числе прочих регионов страны «засветилась» даже на федеральном уровне, когда министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании в правительстве признался, что самое большое снижение налога на прибыль (7,8 процента) среди 13 остальных пострадавших из-за КГН субъектов страны зарегистрировано именно у нас в регионе. А член комитета по региональной политике Николай Рыжков и вовсе прямым текстом заявил:

- Надо какие-то принимать кардинальные решения. Кто погорел? Белгородская область — 3,9, вы сообщили. Карелия — 7 миллиардов. Она из-за чего погорела? Да потому что Костомукша, то же самое — руда поставляется, окатыши поставляются в Череповец.

Как видим, зависимость экономического положения Карелии от ситуации на ГОКе никто под сомнение не ставит, однако дирекция предприятия, собравшая журналистов на пресс-конференции в Костомукше, по-своему защищалась от нападок.

- Поймите, есть НДПИ, НДФЛ (налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц. – Ред.), и все остальные платежи, которые мы постоянно платим, - отметил генеральный директор «Карельского окатыша» Максим Воробьев. - За 2013 год эта сумма составила приблизительно 800 миллионов рублей: это все, что связано с нашими обязанностями заплатить на территории региона и города. А налог на прибыль мы оплачиваем в соответствии с законом о консолидированных группах налогоплательщиков. При этом этот закон определяет потом взаиморасчеты между регионами. Давайте исполнять закон – вот и все. А дальше, скорее всего, это уже действия финансовых органов РФ, которые я не могу даже комментировать, это не моя компетенция. На самом деле, мы исполняем закон, ведь он принимался не просто так. Это какие-то стратегические решения. Тут не надо искать причины и устраивать раздрай, а находить решения. Да, сложилась ситуация, что где-то при этом что-то уменьшается. Но надо находить решения. Получается, что до недавнего времени мы просто оправдывались, дескать, мы такие негодяи, где-то что-то куда-то увели. Никуда мы не увели. Мы все платим, как надо, а вопрос дальнейшего распределения налога государством, это уже не вопрос бизнеса. Депутат горсовета Костомукши Анна Бендикова. Фото автора

Руководитель комбината подчеркнул, что часть налога на прибыль возвращается в республику «по определенным правилам и в рамках существующего закона», правда, назвать точную цифру затруднился. Возникшая дискуссия, между тем, переросла в рассуждения об общей полезности ГОКа для Карелии и Костомукши в частности. По признанию Воробьева, главное достижение комбината в том, что он продолжает работать, поскольку в 2009 году из-за резкого падения спроса на продукцию, комбинат, на котором, в сущности, держится вся Костомукша, мог вовсе закрыться, и решающую роль в сложной ситуации сыграла как раз «Северсталь».

- Тогда мы начали постепенно запускаться, и первые окатыши пошли на Череповец, - сообщил гендиректор. - Мы стали заниматься повышением качества, конкурентноспособностью, снижением затрат и прочим. Это нас жизнь заставила. Что нам дает «Карельский окатыш»? На самом деле, мы работаем, а были времена, когда мы могли не работать.

В словах Воробьева есть своя правда: начальник службы по социальным и административным вопросам «Карельского окатыша» Анна Бендикова, которая по совместительству является еще и депутатом городского совета, подтвердила, что львиная доля налоговых поступлений в бюджет Костомукши – это деньги «Карельского окатыша». При этом 40 процентов казны, по ее словам, составляет налог на доходы физических лиц - а это те зарплаты тех же работников комбината, средний размер которых превышает 50 тысяч рублей. С другой же стороны, финансово-экономическое положение Костомукши – это не положение всей Карелии, поэтому оценивать уход ГОКа в Вологодскую область следует очень осторожно.

Подробнее о положении дел на комбинате, его взаимоотношениях с администрацией и депутатами Костомукши, читайте в ближайшем номере «МК» в Карелии» 23 июля. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах