У прокурора «накипело»
Мы уже рассказывали о том, что прокурор Петрозаводска Елена Аскерова вынесла протест относительно премий по итогам работы городской администрации за прошлый год, щедро выплаченные тогдашним главой города Галиной Ширшиной. Еще в начале года в СМИ просочились слухи о том, что градоначальница премировала своих подчиненных истинно по-царски – правда, за счет налогоплательщиков, то есть нас с вами.
По данным «МК» в Карелии», «13-я зарплата» ряду сотрудников местной администрации составила кругленькую сумму. В частности, начальник управления городского хозяйства и транспорта Александр Исаков дополнительно получил 320 процентов должностного оклада; три и.о. заместителей главы города Елена Еремеева, Ирина Ненилина и Евгения Сухорукова – по 300 процентов; чета Владимировых – начальник управления экономики Владимир Владимиров и его супруга Оксана, советник главы – по 200 процентов. После опубликования нами этих данных оспорены они не были.
Теперь наша информация получила официальное подтверждение. Более того – как выяснилось, ситуация выглядит еще более возмутительной, нежели мы себе представляли. Как сообщается в прокурорских документах, целый ряд премированных сотрудников имели дисциплинарные взыскания – что, по идее, должно означать автоматическое лишение премии. Счастливо избежать финансовых потерь в связи с наложенным взысканием удалось, к примеру, начальнику отдела коммунального хозяйства (премия в 250 процентов оклада) и начальнику управления архитектуры и градостроительства (300 процентов). Главный архитектор города, уличенный прокуратурой в предоставлении неполных и недостоверных сведений о доходах и имуществе, что является коррупционным нарушением, получил в конце года дополнительно 120 процентов от оклада. Наказанная за точно такой же проступок замначальника отдела землепользования «ограничилась» премией в 100 процентов оклада, зато чиновница отдела опеки и попечительства, также предоставившая данные неполно и недостоверно, награждена 150 процентами.
Но чемпионом в соотношении взыскание/размер премии оказалась начальник управления образования Наталья Добродеева.
По информации прокурора, за год ей «влепили» два замечания и выговор – в том числе за срыв начала учебного года в школе №14. Тем не менее, по итогам года Галина Ширшина сочла необходимым выписать ей 300 процентов должностного оклада.
Виноваты депутаты?
Примечательно, что из 287 работающих в мэрии муниципальных служащих теперь уже бывшая градоначальница в декабре прошлого года наградила премиями 285 человек. Вообще без поощрения осталось только двое: председатель комитета социального развития Римма Ермоленко и начальник архитектурно-планировочного отдела Ольга Максимова. Правда, у первой было взыскание, но она оспорила его в суде. Что касается Максимовой, то ее лишили премии вообще без объяснения причин.
По мнению прокурора, причиной такой ситуации послужило несоответствие закону решения Петросовета, принятого еще в 2009 году. Согласно ему, порядок и размер дополнительных выплат муниципальному служащему определяет работодатель, то есть глава города – исключительно по собственному усмотрению. Между тем этот процесс должен регламентироваться нормативными актами, издаваемыми представительным органом – в нашем случае городским Советом. Но в 2009 году Петросовет делегировал эти полномочия мэру, утвердив Положение об оплате труда муниципальным служащим городской администрации, Контрольно-счетной палаты и аппарата Совета.
Дабы исправить ошибку своих предшественников, депутаты на прошлой сессии решили создать рабочую группу по приведению нормативной базы в соответствие с действующим законодательством. Группа должна представить результаты рассмотрения прокурорского протеста на сессии 19 апреля.
Секретные соглашения
Между тем совершенно вне внимания как контролирующих органов, так и общественности остались обстоятельства увольнения «ширшинской команды». Речь идет, прежде всего, о финансовой составляющей.
Напомним, что повальное бегство чиновников, принятых на работу Галиной Ширшиной, началось практически одновременно с ее отрешением от власти. Первыми из команды, 25 декабря прошлого года, уволились председатель комитета экономики и управления муниципальным имуществом Евгения Сухорукова и личный помощник Ширшиной Оксана Владимирова – они даже не стали дожидаться официального прекращения полномочий своего начальника. В январе ушел начальник управления экономики Владимир Владимиров. Его судьбу в феврале повторили начальник управления городского хозяйства Александр Исаков, начальник управления образования Наталья Добродеева и руководитель комитета ЖКХ Елена Еремеева. Последней из «топ-менеджеров» мэрию покинула заместитель главы города Ирина Ненилина.
Как признались нам в городской администрации, лишь один человек из всех вышеперечисленных ушел по собственному желанию, это был Александр Исаков. Все остальные – по соглашению сторон. И это очень важный момент, потому что соглашение сторон подразумевает денежные компенсации.
Естественно, мы заинтересовались тем, сколько же именно получили отставленные чиновники из городской казны при увольнении. Направили и.о. главы города соответствующий запрос – и получили вежливый отказ в предоставлении информации. Потому что теперь размеры выплат работникам являются их персональными данными, которые работодатель без их письменного разрешения предоставлять не имеет права.
У нас нет претензий к нынешнему руководству города, молчать их действительно обязывает федеральный закон «О защите персональных данных». Тот самый закон, что позволил аппарату Законодательного Собрания Карелии уклониться от ответа журналистам, сколько именно бюджетных денег тратится на съем жилья народным избранникам. Как видим, закон тщательно охраняет тайну сумм, которые тратятся на чиновников из наших с вами карманов.
Игра в поддавки
И все же кое-что узнать нам удалось. По данным «МК» в Карелии», при увольнении из городской администрации Владимир Владимиров получил шесть должностных окладов. А может, и средних заработков, что, как вы понимаете, намного больше. Эти отступные были выплачены ему по соглашению сторон – и этот факт повергает нас в ступор.
Если кто не в курсе: соглашение сторон подразумевает компромисс между тем, сколько предприятие готово заплатить увольняемому работнику, и тем, на что он сам претендует. Обычно такие соглашения практикуются при сокращении работника. По закону предприятие должно платить сокращенному сотруднику средний заработок в течение четырех месяцев – при условии, что он не нашел другой работы. Если работник состоит на учете в службе занятости и там его по-прежнему не могут трудоустроить, то бывший работодатель содержит его еще два месяца. Потом – все, свободное плавание.
Далеко не всех работников устраивает такая схема, потому что хороший специалист получает новое предложение практически сразу. Но и упускать денежку с прежнего места работы ему не хочется. Вот и заключается джентльменское соглашение, освященное законом: мол, заплатите мне только три средних заработка, и все. Предприятие экономит минимум одну месячную зарплату (а то и две – торг уместен), а человеку не надо прозябать четыре месяца без работы.
Если наша информация об уходе Владимирова верна, то работодатель пошел на самый странный шаг: сразу согласился на максимально возможную выплату. Но ведь Владимирову на бирже труда могли предложить трудоустройство гораздо раньше, зачем же так прогибаться? Единственный вывод – чтоб ушел поскорее. Но и это непонятно. Если он плохо работал, то его можно было бы уволить за несоответствие занимаемой должности, за ошибки, за плохие результаты деятельности. Если он работал хорошо – зачем увольнять? Какая разница, «ширшинский» он или еще чей-то – работа-то на город…
Все это можно было бы признать внутренним делом мэрии, если бы не порядок цифр. Мы не знаем, сколько получал Владимир Владимиров (персональные данные), но, думаю, тысяч 50 у него в месяц в среднем выходило. Как минимум. И если он при увольнении действительно получил 6 средних заработков (персональные данные), то речь идет о 300 тысячах казенных рублей. Владимиров – начальник управления. Как и Добродеева, что дает нам еще 300 тысяч. А ведь в списке «тихо ушедших» еще три председателя комитетов, со значительно большими окладами. И получается, что общий размер «отступных» выплескивается далеко за миллион.
Очень хотелось бы понять, с какой целью городскими властями была потрачена эта сумма, а также все-таки уточнить ее величину – в целом, без фамилий и должностей. Или это тоже «персональные данные»?