Закон и власть
В этой истории, которая измучила жильцов дома №30 по проспекту А. Невского, слова «закон» и «власть» периодически теряли свое истинное значение. По крайней мере – для самих жильцов и сторонних наблюдателей. Напомним основные вехи этой печальной юридической саги.
Стройка началась в апреле 2010 года, якобы с согласия жильцов дома. Правда, подписей было меньше половины, и совсем не за строительство пристройки. Застройщики – братья Цмугуновы – обещали на этой бумаге благоустроить территорию, что-то отремонтировать по дому и прочие вещи, не имеющие никакого отношения к тому, что они воздвигли. Когда стало понятно, что строится пристройка под торговлю, жильцы побежали в суд. Там признали, что протокол с подписями жильцов незаконный и возводить конструкцию нельзя. Вот тут и началось хождение по мукам. Еще тогда, в 2010-м, после этого суда можно было «тормознуть» все работы. Но этого не сделал никто из надзорных и ответственных министерств и ведомств, куда обращались жильцы.
Пристройку возвели. Крыша ее оказалась выше уровня полов в квартирах второго этажа, имелся скат к окнам – получите мусор, грязь, а зимой – снег до середины окон. Летом покрытие крыши нагревается до 44 градусов, источая не только несносный запах, но и многократно превышающий в показателях, опасный для здоровья фенол и формальдегид, экспертизы это подтвердили.
Следующий суд, инициированный жильцами, постановил снести пристройку. Цмугуновы не торопились исполнять решение суда, торговля процветала. Приставы один раз оштрафовали братьев-предпринимателей за неисполнение в срок решения суда, и то как частных лиц, а не ИП, говорит житель дома Михаил Гошкиев. А в 2011 году должники по исполнительному производству и вовсе представили экспертизу питерских специалистов о том, что сносить пристройку нельзя – рухнет дом.
Отсутствие элементарной печати учреждения на заключении побудило Михаила Гошкиева обратиться с запросом в ту самую экспертную фирму. В официальном документе значилось: подписавшие бумагу «эксперты» не имеют соответствующего образования, давно не работают в фирме и давать подобные заключения не имеют права. Однако очередной суд ответ фирмы не принял. Снова тяжбы и жалобы. Наконец дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки: суд признал незаконной «липовую» экспертизу Цмугуновых и принял заключение уже местных экспертов о том, что дом не рухнет. Постановление гласило: в двухмесячный срок снести конструкцию (наземную часть) и привести прилегающую территорию в прежний вид.
Цмугуновы тянули кота за хвост – все обжаловали. Однако Верховный суд остался непреклонен и решение предыдущего суда оставил в силе. На дворе уже была весна 2014 года... За это время жильцы и голодовки устраивали против бездействия приставов, надзорных органов и власти, и медали свои в правительство сдавали, и писали всем вплоть до президента. Пару раз пристройку показательно закрывали – на день, для проверяющих «сверху». А потом все начиналось заново – торговля, хождение к приставам, письма в прокуратуру. И все без толку.
Обещанного три года ждут
Неизвестно, сколько еще жильцам злополучного дома ждать исполнения братьями Цмугуновыми судебного решения. Те делают все, чтобы галерея стояла и продолжала приносить доход от сдачи в аренду торговых площадей. Кстати, они даже и не собственники пристройки (в Росреестре она не зарегистрирована, а значит – ничья). В руки жильцов попал документ, где написано, что «…по состоянию на 26.09.2016 требования исполнительного документа должником не исполнены, сведения об исполнении договора подряда не представлены». Это, считают жильцы, прямо означает, что Цмугуновы и не собирались никогда ничего делать.
А вот обещаний жители дома №30 слышали много. От руководителя службы судебных приставов России Парфенчикова, от местного начальника этой службы Кумирова, затем от следующего руководителя – Галкина… Правительство отписывалось – мол, снесут, обязательно, есть же решение суда. Предлагали даже самим жильцам снести галерею. А потом взыскать траты с должника.
Сами Цмугуновы как будто занимаются проблемой – вроде как заказывают проектно-сметную документацию для подготовки к сносу. И то – только наземной части. То есть процесс вроде бы идет. Злосчастной пристройкой даже на федеральном уровне занялись: уполномоченный по правам человека страны Элла Памфилова давно в курсе ситуации. Вот совсем недавно окончательно разобраться с этим вопросом она прислала в Петрозаводск Артура Парфенчикова. А он как будто не в курсе, что есть экспертиза, на основании которой суд постановил (и Верховный подтвердил) снести пристройку. И полагает, что сносить нельзя. Об этом он написал на своей странице в Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией): мол, даже теоретически нельзя вернуть зданию прежний вид, так как изначально «Невского пассажа» в проекте не было. Должник, по словам Парфенчикова, представил эскиз того, что можно сделать, чтобы максимально приблизить строение к первоначальному облику. «Вид первого этажа максимально приближен к прежнему при условии сохранения нижних торговых помещений. Очевидно использование новых современных материалов, учет ныне действующих санитарных, строительных и противопожарных норм, претерпевших серьезные изменения с момента строительства здания», – написал руководитель Управления службы судебных приставов.
Новое «движение»
Совсем недавно этот эскиз Цмугуновых представили истцу – Михаилу Гошкиеву. На прием к нынешнему главному карельскому приставу Галямову позвали его, стороны исполнительного производства, уполномоченного по правам человека в Карелии Шарапова и других чиновников. Гошкиев утверждает – все упорно настаивали на том, чтобы он согласился с данным вариантом и принял его. От лица всего дома, кстати. Но так ни с чем и разошлись. Дают время подумать. Истец говорит – мы на такой вариант не согласимся. Сказано судом привести в первоначальный вид – будьте добры, исполняйте. Причем фраза «первоначальный вид» подразумевает и закрытие деятельности Цмугуновых в подвале дома тоже. Об этом должники не говорят ничего, предлагая свои эскизы.
Но надежда на нужный исход дела все же появилась. В очередной раз, правда, но все же. Через 6,5 года мытарств и очередного обращения во все инстанции людей, похоже, услышали в правительстве республики. Премьер-министр Олег Тельнов, к которому жильцы дома №30 по проспекту Невского пришли на прием, высказал свою четкую позицию в отношении «Невского пассажа»: раз есть решение суда о сносе и экспертное заключение о том, что это не причинит вреда жилому дому – значит, надо сносить и нечего тут обсуждать. Тельнов сразу дал поручение в течение недели создать рабочую группу, которая должна оперативно придумать, как решить эту проблему. Члены рабочей группы должны будут найти проектную организацию, потом правительство будет искать деньги в бюджете и подрядчика для сноса пристройки. Все затраты из республиканской казны, естественно, потом взыщут с должников – Цмугуновых.
Обманут снова или на сей раз проблема действительно разрешится? Вдохнут ли свежего воздуха немолодые и не очень здоровые жители второго этажа дома №30? Увидят ли снова из своих окон проспект Александра Невского, а не троллейбусные провода и горы мусора и снега? Жильцы говорят о коррупции во власти, личной заинтересованности высоких людей в том, чтобы стоял «Пассаж» пожизненно.
В любом случае, пообещали самые инициативные, борьбу они продолжат. С таким упорством они, возможно, добьются своего. Правда, ценой собственного здоровья.