Здание в свое время отдали его под Кижское подворье, но только в оперативное управление. Подворье в итоге перестало существовать, а в исторический дом въехала Карельская Епархия. Было это не так давно, в начале 2000-х - какие уж тут вековые традиции… Тогда на основании чего врио губернатора подмахнул бумагу, согласно которой республиканское имущество – наше с вами, включая мусульман, иудеев, буддистов, атеистов и даже адвентистов – было даром отдано РПЦ? Без конкурса, без обсуждения, решением одного человека…
Первая мысль, которая приходит в голову – это аналогия со скандалом, разворачивающимся вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Храм, отродясь церкви не принадлежавший – казус, конечно, но бывает и такое – одним росчерком пера был ей отдан. Многочисленные выступления горожан против единоличного решения г-на Полтавченко заставили власти в конце концов объясниться. И выяснилось, что Исаакий остается в собственности государства, все расходы на его содержание по-прежнему будет нести город. А вот доходы от деятельности храмового комплекса отныне будут утекать казну РПЦ…
В нашем же случае речь идет именно о передаче права собственности. Обосновывая решение властей, республиканское Министерство по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями опубликовало историю возрождения исторического здания. В частности, как в «лихие 90-е» Глазная клиника была в ужасающем состоянии, а у государства не было возможности восстановить памятник архитектуры.
«В начале двухтысячных годов, после того, как клиника освободила помещение на улице Федосовой, Русская Православная Церковь нашла в себе силы и возможности предложить властям и жителям Петрозаводска возродить историческое здание» - напоминают чиновники.
Ну, найти в себе силы предложить – подвиг невеликий, я знаю людей, которое такое по сто раз на дню проделывают. Но в остальном Миннац прав: здание было восстановлено едва ли не из руин на средства РПЦ, а также на деньги меценатов. Государство финансового участия в этой работе не принимало.
Так что по справедливости дом надо бы оставить епархии – тем более, что никто больше на него не претендует. А общественные организации, периодически требующие найти им помещения, пусть «трясут» Госкомимущество на предмет дальнейшей судьбы бывшего петрозаводского Дома офицеров – там площадей на всех хватит. Это, кстати, действительно бывшее имущество церкви, строился как архиерейский дом. Но РПЦ на здание не претендует, поскольку оно еще до революции было передано Мурманской железной дороге. И теперь на его ремонт решено потратить почти 90 миллионов бюджетных рублей.
Так что распоряжение врио главы республики о передаче здания Глазной клиники в собственность РПЦ я считаю справедливым и логичным – но никак не законным. И никаких правовых оснований для безвозмездного отчуждения государственного имущества в пользу сторонней организации пока не привели ни чиновники, ни сотрудники Епархии. Именно это, думаю, и взбудоражило умы. Общественники уже обратились в прокуратуру республики с просьбой проверить законность такого решения.
И не надо думать, что дело обязательно постараются замять. Только с начала года минимум в двух регионах страны РПЦ отказали в притязаниях на недвижимость. В городе Вичуга Ивановской области власти, после обсуждения с горожанами (!), решили не отдавать церкви спортивную школу, на которую претендовала Ивановская митрополия. А в Ростовской области дело дошло до суда: церковь желала получить в собственность Атаманский дворец и другие здания Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Областное министерство земельных и имущественных отношений издало распоряжение о передаче недвижимости, но музейщики взбунтовались и подали в суд. В результате Фемида признала распоряжение незаконным. РПЦ попробовала добиться своего через Арбитраж, но и там потерпела неудачу.
Так что если вопрос будет решаться в рамках закона, дело, скорее всего, закончится скандалом, и больше ничем. И поднимут его, я думаю, не противники передачи Глазной клиники (таковых, в общем-то, и нет), а, к примеру, арендаторы земельных участков.
Год назад мы рассказывали о семье инвалидов Курдышевых, которые 25 лет разрабатывали маленький дачный участок в Соломенном, а после выяснилось, что землю они взяли не по правилам, о чем сами не знали. Стариков заставили снести домик, и никто им не смог помочь: незаконно – значит, незаконно. И таких бедолаг в регионе, я полагаю, немало. Так что – инвалиды хуже священнослужителей? Опять у нас все равны, но кое-кто ровнее? Зачем вообще толкать общество к таким противопоставлениям, я не понимаю.
Почему нельзя было все сделать цивилизовано? Передать здание епархии, но в долгосрочную аренду - на 49 лет, с правом продления. Учитывая социальную направленность деятельность РПЦ - аренду безвозмездную. По сути это та же собственность, но все по закону. Тем более, что сейчас странные дела творятся вокруг другой республиканской недвижимости - здания петрозаводской гинекологии на ул.Луначарского, которую вроде как тоже собрались передать епархии.
В Госкомимуществе республики уточняют: представители Петрозаводской и Карельской Епархии обращались с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в собственность этого здания, но им было отказано. Причина - религиозной организацией не был представлен полный пакет документов. То есть, скорее всего, отказали временно. Это ведь не просто здание, а объект культурного наследия - бывший дом купца Пименова. Потомки великого карельского мецената в свое время передали дом под Епархиальное училище. Так что сомневаться в том, что рано или поздно он перейдет в собственность РПЦ, не приходится. Вопрос в другом: почему с тем имуществом, на которое церковь действительно имеет право, вышла заминка, а с тем, которое передается явно в разрез с законом, никаких проблем?
И еще один вопрос: а что РПЦ будет делать со всей этой недвижимостью?..