Возможно, скульптурные композиции, украшающие внешний облик петрозаводского родильного дома, на сегодня уже стали уникальными. Хотя в 30-х годах прошлого века все эти матери с детьми и девушки с веслами, а также физкультурники с мячами и пионеры с горнами были обязательной составляющей интерьера любого города. Но время идет, бетон крошится: постепенно вся эта раннесоветская культура ушла в прошлое и стала винтажем, столь модным ныне.
Возможно, по этой причине летом 2017 года нашлись активисты, решившие отреставрировать скульптурную группу «Мать и дети», стоящую перед входом в роддом. На удивление дело было сделано довольно быстро – чуть больше чем за год. При этом вскрылись интересные исторические подробности.
Во-первых, оказалось, что скульптура даже называется иначе. Об этом рассказала дочь автора композиции в письме, направленном в адрес руководства роддома.
Во-вторых, доказано, что скульптура изначально стояла вовсе не на своем теперешнем месте: как видно на фото времен оккупации, за ней – сгоревшее здание, в то время как здание роддома уцелело.
Еще одной интересной подробностью стало то, что третий член композиции пропал вовсе не после войны, как это было принято считать, а в 60-х годах прошлого века. По крайней мере, на фото 1963 года он присутствует – чего не скажешь о весле у девушки, с которой мы и начали рассказ.
Вообще-то в СССР было две «девушки с веслом». Вернее, даже три. Двух первых изваял Иван Шадр для ЦПКиО им.Горького в Москве. Первый вариант был забракован: якобы приемная комиссия сочла скульптуру слишком высокой и сексуальной. «Девушку» сослали в Луганск, а на ее место Шадр поставил второй вариант.
Но сразу становится понятно, что это вовсе не то изваяние, что украшает петрозаводский роддом. Элементарно: в отличие от шадровской, «наша» девушка одета в купальник, и держит весло не в той руке.
Скульптура Шадра – вовсе не та «девушка с веслом», что была поставлена в каждом парке культуры и отдыха СССР, а также в нише петрозаводского роддома. Автором скульптуры, начавшей массово тиражироваться, стал Ромуальд Иодко. И отсюда же путаница в персоналиях натурщиц.
По одной из версий, скульптору позировала Вера Волошина – девушка, впоследствии повторившая судьбу Зои Космодемьянской.
В частности, об этом пишет знаменитый журналист и искусствовед Михаил Золотоносов. Но пишет совершенно не характерно для журналиста: «Различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина и Зоя Бедринская». Откуда известно – не уточняется, и найти какие-либо другие источники этой информации в открытом доступе нам не удалось. Зато нашлось ее опровержение.
Героическая и трагическая судьба Веры Волошиной подробно описана. Есть разночтения в подробностях, но все источники сходятся в одном: родившаяся в 1919 году Вера окончила кемеровскую школу в 1937-м, и тем же летом приехала поступать в столицу. Но скульптура Шадра, причем вторая, к этому времени уже стояла на своем месте, а изготовлена она была годом ранее, об этом свидетельствуют многочисленные источники, на которые ссылается сам же Золотоносов. Таким образом, Вера Волошина никак не могла служить музой Ивану Шадру: в то время, когда он работал над своим творением, она еще училась в школе в Кемерово.
Можно было бы предположить, что свою «девушку» лепил с нее Иодко, но здесь также не совпадают сроки: скульптор работал над своим творением в тех же 1935-36 годах. «Красный спорт» 19 мая 1937 года уже опубликовал фото композиции. Кто именно позировал ему – не установлено.
…Сегодня скульптура со столь богатой историей выглядит устрашающе.
Но, в отличие от «Материнства», реставрировать «Девушку без весла» никто не берется. Хотя попытка была, и я стал ее свидетелем.
Дело происходило году в 2001-м или 2002-м. И, кажется, это было 1 апреля. По крайней мере, это объясняет, почему известный скульптор Григорий Салтуп затеял акцию по возвращению девушке спортивного инвентаря. В присутствии друзей-журналистов он торжественно вставил в поднятую руку скульптуры металлическое весло, прочел речь, и дальше в ход пошел коньяк. Акция удалась. Весло исчезло уже через пару дней.
Возможно, эта история вдохновит кого-то: «Девушка с веслом» заслуживает того, чтобы ей вернули первоначальный облик. Редакция «МК в Карелии» готова помочь в организации.