МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Личное мнение: безостановочные проверки продолжают губить карельский частный бизнес

О том, чего стоит предпринимателям бесконечная череда проверяющих, рассказывает известный бизнесмен и меценат Вадим Маркелов

Как показывает статистика, на федеральные проверяющие органы предприниматели в Карелии жалуются все реже. По мнению республиканского бизнес-омбудсмена, власти научились грамотно общаться с бизнесом и доводить до предпринимателей информацию. Роспотребнадзор, МЧС, Росприроднадзор, УФАС взяли на вооружение принцип профилактики правонарушений, смогли найти верный подход к общению. Но, похоже, жаловаться перестали, потому что поняли: бесполезно. Местные «проверкоуполномоченные» действительно перестали изводить предпринимателей своим пристальным вниманием. Но федеральные органы, выстроенные строго по упирающейся в Москву вертикали, живут по собственным правилам.

Рис.Алексея Меринова

Как рассказывает Вадим Маркелов, недавно он принимал гостя из Москвы - представителя Минпромторга, отвечающего за развития спортивной промышленности.

- Мы показали ему производство, он пообщался с нами, рассказал о программах, которые, по его мнению, могут быть полезны для нашего предприятия, - рассказывает бизнесмен. - Если коротко, Москва предлагает финансовые вливания, но так как это связано с большим количеством отчётов и дополнительной ответственностью, мы вежливо отказались. В принципе, все равно, это для нас символическая помощь. Кардинально это нам ничего не даёт, а раз ничего не улучшается - зачем завязываться? Короче, джинсы и пиво нас не заинтересовали.

Камеральная проверка - проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
- Что самое интересное, у нас была одна просьба, учитывая статус гостя, - продолжает Маркелов. - Мы попросили уменьшить количество налоговых и других проверок, регулярно посещающих завод. Спросили, может ли он помочь «ослабить галстук» на нашей шее. Спросили, можно ли здесь что-то сделать? Ответ был категоричен: нет, здесь мы вам не поможем, тут мы вам не попутчики.

Нашу фирму проверяли 6 раз за 6 месяцев. Была одна проверка от пенсионного фонда, вторая от социального, третья - по охране труда, и ещё три камеральных из налоговой, и все это подряд…

Наш рассказ московский гость принял это как нормальное отношение органов к бизнесу. Что у нас уже документы затерты до дыр, а люди в мыле - в этом он тоже ничего не увидел необычного. Он не увидел отклонения от нормы, тем более что по телевизору уже пообещали - вроде что то снизится... В общем, не спешите, ребята. Ждите.

У нас пришла новая проверка, седьмая - называется «выездная», и пошёл седьмой месяц. Мы попросили в письменной форме дать нам месяц передышки, и получили закономерно категорический отказ. Мало того - к нам ещё и по юридическому адресу два налоговых инспектора пришли и предупредили, что придут и из ОБЭПа. Но потом полицию отменили, почему - не знаем.

Документы мы добровольно сдаём, стараемся все заполнять вовремя, а они нас так жестко. У меня в последнее время вырабатывается стойкое мнение, что они нас не любят. Может, мы им классово чужды. От идей коммунизма мы отошли, но какие-то идеи все равно живут. Интересно, что за 30 лет работы после проверок нам ни разу не предъявляли претензий, что мы не платим налогов. Такого не было. Приходят всегда за другим. У нас, как правило, такие проверки заканчиваются, навешиванием всякого дерьма, которое к налогам никогда не относилось: не там запятая, не та строка, не та бумажка, не то разрешение. Вынести мозг и изнасиловать тело, чтобы ты еще раз подумал, в какой кабинет прибежать на полусогнутых. Вообще, у нас есть мечта: пережить их всех, и это даёт нам силы держаться. Мы будем жить и работать, вопреки. Будем ждать очередных допросов и судебных разбирательств. С 90-х ходят и ходят - наверное, мышечная память не даёт покоя…

- Вот для меня все равно является загадкой: как и чем они хотят приманить новых инвесторов в наш регион? - заканчивает Вадим Маркелов. - Если своих предпринимателей, которые живут в этой «кислоте», целыми днями вымораживают. Даже крупные заводы. К примеру, ликеро-водочный завод в Лахденпохье, который недавно отбился от «дурного» штрафа налоговой в 450 миллионов - и тот не выдержал давления и поменял дислокацию, переехал в другую область. Костомукшский ГОК - им тоже пришлось налоговиков на коррупции ловить и затем переоформлять юридический адрес… Логика мытарей понятна: крестьяне никуда не денутся, но когда эти крестьяне уходят, с этих молодчиков спросить уже некому, да и кто будет спрашивать... Даже не знаю, что ещё добавить к сказанному, будем собирать и накладывать в ящики очередную макулатуру. Вся жизнь - борьба.

От редакции

Мы долго не могли понять, почему проверка раз в месяц вызывает у производственника такие эмоции. Как пояснили нам знающие люди, практически любая проверка выявляет какие-либо нарушения, большей частью мелкие - при обилии разнообразных, порой взаимоисключающих инструкций это неизбежно. Но за составлением акта следует крупный штраф, который приходится оспаривать в суде - иначе следующее взыскание будет на порядок крупнее. И выходит, что при такой частоте проверок бизнесмен основное время проводит не на рабочем месте, а в судебных залах.

Не знаем, кому это выгодно – но точно не государству.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах