Он сказал – «приехали»…
Жительница Карелии, частенько бывающая в сопредельной Финляндии, на прошлой неделе собралась посетить ее в очередной раз – навестить родственников. В подарок главе принимающего семейства она везла ящик российского пива. Трудно сказать, что финн нашел в этом напитке, но о вкусах не спорят. «Заморачиваться» с таможней в планы россиянки не входило: ничего такого, что требовалось бы декларировать, она не везла, а вывоз спиртного из РФ практически неограничен. Вернее, ограничен, но только законодательством страны въезда, поэтому при провозе спиртного через российско-финскую границу наши сограждане ориентируются на то, сколько литров готовы «впустить» финны. А это, если кто не в курсе, в исчислении на одного совершеннолетнего – 1 литр крепкого алкоголя либо 2 литра игристого вина, и плюсом 4 литра обычного вина (красного, белого, розового) и 16 литров пива.
Таким образом, наша героиня спокойно пошла через пост, но была остановлена, и на нее составили протокол об административном нарушении. Формулировка – «недекларирование товаров». Под товарами подразумевалось то самое пиво.
Что же произошло? Оказывается, правила вывоза алкоголя из страны существенно поменялись – и, как у нас принято, в сторону ужесточения. Произошло это еще 4 месяца назад. С апреля 2018-го вывезти за пределы страны можно только 5 литров любых алкогольных напитков, включая пиво, и не более 200 сигарет. Незадачливая туристка вдвое превысила этот лимит. И теперь ей придется отвечать как минимум по статье 16.2 КоАП, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от половины до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Впрочем, привлечь ее могли бы и за несоблюдение запретов и ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации, это ст.16.3 КоАП, штраф от 1000 до 2500 рублей.
Какое взыскание наложить на нарушительницу, решать будет суд. Возможно, он учтет тот факт, что гражданка понятия не имела о том, что таможенные правила изменились – хотя незнание закона у нас от ответственности не освобождает. Но давайте разберемся: а откуда женщина могла узнать столь важную для приграничного региона информацию?
Для внутреннего употребления
Для начала объясним, как вообще были приняты эти изменения.
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции. Ее членами являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Ввела их не таможня, не Госдума и не правительство страны. Соответствующее решение №107 в декабре прошлого года было принято Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) - постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического союза, в который входит и наша страна.В силу этот документ вступил 29 марта 2018 года. Но ни в каких официальных СМИ найти его нам не удалось. Видимо, официальному опубликованию в российской прессе решение не подлежало, поскольку принималось не российскими властями, а международной организацией. Вот и получилось, что текст решения был размещен только на сайте ЕЭК да на официальном портале Федеральной таможенной службы - в разделе «новости». Оттуда он перекочевал на специализированные сайты, аудиторию которых составляют только участники внешнеэкономической деятельности либо правоведы (к примеру, документ можно найти в системе «Гарант»). Понятно, что никто из «простых смертных» по этим электронным адресам не заходит. То есть широкому кругу обывателей о нововведениях по-прежнему неизвестно.
Местный колорит
Очень странно и не очень красиво ведет себя во всей этой истории Карельская таможня. Как нас заверили, там подготовили пресс-релиз об изменении правил вывоза товаров, но до нашей редакции он почему-то не дошел. (Пользуясь случаем, «МК» в Карелии» выражает благодарность пресс-службе Северо-Западного таможенного Управления, оперативно предоставившего нам все необходимые документы). Более того: соответствующей информации мы не нашли ни в одном из республиканских изданий. Как показала проверка, во всей Карелии предупреждение для населения дали только два местных СМИ – частные новостные сайты в Сортавале и в Костомукше.
Обратите внимание: именно возле этих городов располагаются крупнейшие в республике международные автомобильные пункты пропуска. Поэтому сильно подозреваю, что местных журналистов по дружбе просветили местные же таможенники, и то не сразу: в Костомукше новость вышла только через месяц после вступления решения в силу… А большая часть населения так и осталась в неведении – и теперь платит штрафы.
Ну, хорошо: допустим, ошиблись, забыли осветить нововведения в прессе. Но смотрите, что происходит дальше. Автомобиль подъезжает к пункту пропуска. Водитель открывает багажник и предъявляет инспектору пресловутое пиво. Тот спрашивает – с правилами вывоза знакомы? Водитель, последний раз выезжавший за границу в феврале и ничего не слышавший ни о каких изменениях, без задней мысли подтверждает: знаком. Ну, ведь понятно, что не знаком – сам предъявляет нарушение! Что сделает нормальный человек на месте таможенника? Скажет – пойди, задекларируй и заплати пошлину. Но инспектор молча забирает документы, и на человека «шлепают» протокол. Мало того, что придется раскошелиться на штраф, так еще и оформление «преступного деяния» заняло три часа!
…Недавно возле одного из петрозаводских торговых центров поставили знак, запрещающий остановку автомобиля под угрозой его эвакуации. Свидетельствую: рядом едва ли не весь день дежурила машина ДПС, и всем водителям, по привычке загоняющим авто на запретную отныне территорию, инспектор ГИБДД терпеливо показывал на новый знак. Никого не штрафовали.
Но Карельской таможне, видимо, важнее поднять статистику «отлова». И, конечно, бюджет наполнить.
Кому выгодно?
А теперь что касается существа вопроса. Мы часто сталкиваемся с тем, что государства ограничивают ввоз каких-либо товаров из-за рубежа. Это может быть продиктовано защитой отечественного производителя, или санкциями, или потенциальной опасностью товара. Но никому никогда в голову не приходит ставить препоны вывозу продукции - если это не стратегическое сырье, военные и государственные тайны, секретные технологии или культурные ценности. Развитие любой экономики зиждется на принципе наращивания экспорта. Тем более, когда речь идет не о сырье, а о готовом, конечном продукте. Все развитые страны стремятся к тому, чтобы облегчить этот процесс. Например, возвращают НДС за вывезенный товар – всем известные системы Tax Free и Invoice.
Но Россия прет своим путем. Наверное, во всей Европе нашелся единственный человек, пожелавший приобрести пиво российского производства. Но нет, такого мы ему не позволим! Если найдется кто-то, кто объяснит мне, какие блага получила наша страна с введением ограничения на экспорт отечественного алкоголя – я буду чрезвычайно благодарен.
…А между тем ограничения коснулись не только спиртного. К примеру, лососевой икры теперь можно вывозить не более 250 грамм. А рыбы в любом виде – не более 5 кило. Кто-то об этом знает?