На днях мы попытались проанализировать причины, по которым собственник комбината пытается всеми способами добиться внесения арендуемой им государственной недвижимости в план приватизации. Причем в план 2019 года, хотя срок аренды к этому времени еще не истечет. Мы высказали предположение, что наличие аренды и стало причиной такой спешки: обремененное ею имущество стоит дешевле.
Читайте по теме: "На чем основан скандал вокруг Олонецкого молочного комбината"
По мнению эксперта «МК в Карелии», в нашем тексте была допущена важная неточность: оценка имущества в данном случае проводится без учета обременения арендой. То есть арендатор вправе приобрести недвижимость по начальной цене (без торгов), но никакого дополнительного снижения цены не предусмотрено, и наш вывод о том, что владельцы ОМК получат стены комбината за бесценок, неверны.
Но тогда снова возникает вопрос: почему же менеджеры Олонецкого молкомбината так настойчиво пытались «пролезть» в план приватизации 2019 года, если никакой очевидной выгоды это не даст? Прояснить позицию менеджеров нам согласилась директор предприятия Галина Ширшина:
- Если коротко, то чем раньше удастся выкупить стены, тем раньше можно будет осуществить реконструкцию и увеличить объёмы. Кроме того, мы планируем расширить ассортимент и предлагать нашим потребителям ещё больше видов качественной молочной продукции. Однако уже сейчас. при данном ассортименте и объемах производства, оборудование просто некуда ставить, весь цех заполнен до отказа.
- Наши цели не идут вразрез с интересами жителей республики и власти, а наоборот - выгодны со всех точек зрения: и экономических, и социальных и даже, если хотите, имиджевых, - продолжает директор ОМК. - Нельзя принципиальное решение вопроса о выкупе стен зачем-то переносить ещё на год, за пределы существующего договора аренды. Я и коллектив предприятия не знаем, какой сюрприз нам преподнесёт правительство, когда существующий договор истечёт. Комбинат не сможет переехать на новое место быстрее, чем за 6-8 месяцев. Для меня было бы безответственным просто верить в добрые намерения чиновников, которые, к тому же, постоянно меняются. Причём меняются и чиновники, и их намерения.
По словам Галины Игоревны, никакой политики в действиях ее команды нет. Да сама проблема в предыдущей статье сформулирована нами неверно: владельцы предприятия хотят купить стены не как можно дешевле, а в соответствии с очень точно прописанной в законодательстве процедурой, по цене, которая будет соответствовать рыночной оценке. А правительство собирается не «продать подороже», а просто отказывается продавать. Руководство ОМК ещё в августе 2018 года получило официальный отказ в продаже стен от уполномоченной организации - Фонда государственного имущества РК.
- Фонд Госимущества является официальным собственником стен, и официально именно Фонд должен их продавать, - отмечает Галина Ширшина. – После я обратилась с соответствующим письмом и к главе Карелии Артуру Парфенчикову, а ответ с отказом мы получили уже за подписью министра сельского хозяйства Владимира Лабинова. Имея опыт работы в структуре чиновников, могу точно сказать, что губернатор, получив мое письмо, расписал его Минсельхозу, а не Минимуществу...
Напомним, что руководитель карельского Минимущества Серей Щебекин в своем выступлении на сессии Законодательного Собрания однозначно заявил, что решить вопрос с приватизацией помещений ОМК могут только в его ведомстве.
Итак, владельцы комбината опасаются, что новый договор аренды может им не подойти, и у этих опасений есть почва. Сергей Щебекин открыто призвал ввести для арендаторов помещений молочного комбината дополнительные условия – обязанность вкладываться в их ремонт. В действующем договоре аренды такого пункта нет, но договор заканчивается в апреле 2020-го. То есть имеется реальный риск того, что с будущего года расходы владельцев ОМК по содержанию арендованного имущества заметно возрастут. Более того: приведенные в порядок стены комбината автоматически подорожают при оценке. То есть его будущим собственникам, в случае покупки ими этих помещений, придется выложить больше денег за то, во что они уже и так вложились.
Впрочем, можно понять и руководство Минимущества: их задача – в рамках закона наполнять республиканскую казну, и они эту задачу выполняют. Другой вопрос, что в случае с ОМК достижение этой тактической цели может нанести ущерб стратегическим интересам. Если условия для ведения бизнеса станут неблагоприятными, бизнес уйдет – такие примеры уже были. А это – минус рабочие места, налоги и несколько наименований собственной, карельской продукции.