С 5 ноября этого года младших школьников поселка Колово возят на учебу в райцентр. Их родную поселковую школу закрыли из-за технического состояния здания. «Как говорил ранее, школа п. Колово не соответствует нормам по организации обучения: ветхость здания, отсутствие обеспечения питьевой водой в соответствии с нормами СанПиН», — написал глава Пудожского района Алексей Зубов в соцсетях. Не помогли ни общественный резонанс, ни даже критика со стороны спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Естественно, сразу возникли сомнения в законности такого решения. Карельский Уполномоченный по правам ребенка обратился в прокуратуру с просьбой проверить, насколько правомерны действия пудожского руководства.
Читайте по теме: «Детский омбудсмен Карелии раскритиковал закрытие начальной школы в Колово»
Прошло полтора месяца, и теперь можно проанализировать последствия действий районных властей.
Для начала правовая сторона дела: прокуратура не выявила никаких нарушений ни в решении о закрытии школы, ни в переводе детей в школу № 3 города Пудожа, соответствующий документ имеется в распоряжении редакции. Как установлено, конструктивные элементы здания 1963 года постройки имеют износ до 90 процентов. Перед его закрытием там обучалось 11 детей, только начальная школа. Все они теперь получают знания в райцентре, до которого на школьном автобусе ехать 23 километра (по нормативу расстояние не должно превышать 30 километров). Дорога регулярно чистится.
Но в любом случае - для детей, несомненно, переход в новую школу стал большим стрессом. Недавно в пудожскую школу отправили психологов Министерства образования и спорта РК, чтобы узнать, как ребята переносят изменения в своей жизни, и какова сегодня психологическая атмосфера в учебном заведении. Потому что еще недавно его сотрясали катаклизмы.
Читайте по теме: «Общественную истерию из-за конфликта девочек в Пудоже спровоцировали взрослые»
Возглавила «десант» заместитель министра Наталья Кармазина. Мы попросили ее рассказать, что выяснили специалисты.
По словам Натальи Владимировны, психологическая обстановка в школе очень приятная, доброжелательная. Детей приняли хорошо, никаких жалоб они не высказывали (в СМИ распространялась информация прямо противоположная – хотя к моменту той публикации коловская ребятня посещала новую школу всего пару дней).
«Особенности детской психики: когда они не общаются со сверстниками, это всегда очень плохо, - объясняет педагог. - А в Колово у них просто не было сверстников. В новых классах дети быстро адаптировались. Кто-то говорил, что вкусно кормят, кто-то говорил, что первый раз был в библиотеке, а кто-то - в музее… Им действительно нравится».
По мнению замминистра, одна из главных функций школы – социализация. А когда дети даже не понимают, что у них есть сверстники, с которыми имеются общие интересы, которые могут стать друзьями - это плохо. Чем позже происходит адаптация, тем сложнее.
Но самое главное: в беседах выяснилось, что у детей, которые учились в Колово, есть определённые образовательные пробелы. Пудожских учителей настоятельно попросили взять поселковых ребят на особый контроль. «Сейчас с ними отрабатывают, как эти пробелы ликвидировать, чтобы догнать учебную программу», - рассказала Наталья Кармазина.
Теперь что касается доставки ребят из Колово в Пудож. Как подтверждает министр образования и спорта РК Роман Голубев, дорога занимает 20-25 минут. По нашим данным, в Петрозаводске ребята, живущие на Ключевой, а учащиеся в центре, едут в школу на машине примерно то же время. В большинстве районов, где сельских ребят возят на учебу «в город», ситуация аналогичная, и никто не считает это нарушением прав ребенка на образование.
Это подтверждает и детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. По его мнению, права детей нарушить довольно сложно, на их страже стоит вся государственная система. В случае с коловскими школьниками речь идет вовсе не о правах, а об удобстве, причем взрослых. В первую очередь – о сотрудниках учебного заведения, которые остаются без работы. Но это другая история, и примешивать к ней права ребенка как минимум неуместно.
По словам специалистов, главной причиной закрытия маленьких школ остается подушевое финансирование образования: на каждого ученика выделяется определенная сумма, и деньги идут единым траншем в местную казну. Районные власти занимаются распределением средств по учебным заведениям. Разумеется, в этих условиях школа, в которой учится мало детей, потребует больших трат на одного ученика – потому что персонала ей необходимо столько же, сколько и большой школе. И получается, что ради увеличения финансирования маленькой школы власти вынуждены сокращать расходы на школу большую. То есть ради одних детей отбирать у других.
Конечно, оптимизация всего подряд наложила свой отпечаток на нашу жизнь, и неприятный. Но ситуация с подвозом детей до школы вовсе не нова.
Позволю себе оглянуться на 40 лет назад. Костомукша, по меркам Карелии – крупный индустриальный город. В 15 километрах от него стоит поселок Заречный, его построили для геологов задолго до образования самой Костомукши. Там проживало немало семей с детьми, из которых человек десять в начале 1980-х учились в моей школе, и конкретно в моем классе.
Каждый день они 20 - 25 минут, с остановками, ехали сначала в школу, а потом домой. Только не на комфортабельном школьном автобусе с ремнями безопасности, а на обычном рейсовом «Лиазе», иногда стоя. А мы ездили к ним по выходным в гости, без всякого сопровождения. Не помню, чтобы кто-нибудь жаловался.
Конечно, закрытие начальной школы в поселке – это очень плохо. Но, похоже, это было неизбежно: содержать учебное заведение на 11 детей при 9 сотрудниках пудожскому бюджету явно не по силам. И ведь это было понятно давно. Самое возмутительное в ситуации даже не то, что сделали власти, а как сделали: посреди учебного года, никого не предупредив, не подготовив, спровоцировав скандал федерального уровня.
Но кого за это накажут…