Хронология событий того трагического дня изложена в нашем материале.
Читайте по теме: «Что происходило на трагическом дайвинге в Баренцевом море: рассказ очевидца»
Тогда автор четко объяснил, какую роль выполнял в той поездке Дмитрий Беленихин: энтузиаста, предложившего единомышленникам (часть из которых даже не ныряльщики) отправиться в путешествие на Баренцево море, в дайвинг-центр, работающий только с организованными группами – в одиночку туда не попасть.
Никаких услуг в качестве инструктора по дайвингу он не оказывал, и не должен был. Образно говоря, он не был водителем автобуса, в котором все ехали: каждый передвигался на своем автомобиле, и у всех, кто был за рулем, имелись права.
Поэтому все участники погружений пришли в недоумение, когда Дмитрию уже через несколько дней после случившегося – вероятно, в связи с большим резонансом события - было предъявлено обвинение по статье «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц». Наказание – до 10 лет колонии.
С Беленихина была взята подписка о невыезде, были проведены обыски, изъяты мобильные телефоны, домашняя и офисная оргтехника – компьютеры, в которых содержалась вся информация, необходимая для работы его компании по поставкам медицинского оборудования. (Прошел год, но техника владельцу так и не возвращена). Фирма фактически перестала существовать. При этом к моменту предъявления обвинения не был допрошен ни один ключевой свидетель, не была проведена ни одна экспертиза, и не было понятно, что именно случилось с пропавшими.
Все надеялись, что следствие разберется. Но, похоже, оно не разобралось. Еще раз восстановить картину того трагического дня взялись сотрудники журнала «Нептун» - самого известного в России профильного СМИ.
Причем сделано это строго с точки зрения дайверов-профессионалов.
Как напоминает издание, Беленихину ставят в вину три момента: выбор опасного для дайвинга места погружения (при том, что это место постоянно используется и определяется принимающим дайвинг-центром); то, что Дмитрий не сопровождал Александра и Павла при погружении; что он пустил их в воду в неподходящем снаряжении.
Непонятно, почему он должен был кого-то допускать и сопровождать, но журналисты «Нептуна» все же решили прояснить эти вопросы, и обратились к экспертам:
Отдельным пунктом «дела Беленихина» стала квалификация пропавших. Якобы у них не было ни опыта, ни необходимой подготовки. Вот что установили авторы статьи:
«В составе группы были Павел (житель Петрозаводска – ред.), за 3 недели до происшествия полностью закончивший обучение у Дмитрия, но физически пока не получивший на руки сертификат, и Александр, 4 года назад прошедший обучение и сертифицированный в Финляндии, по месту постоянного проживания.
Известно, что Павел до прохождения курса OWD PADI несколько раз совершал интродайвы за пределами России, прошел 9 занятий в рамках курса, в том числе «открытую воду» и совершил 4 самостоятельных погружения в Баренцевом море накануне исчезновения, в том числе и в месте происшествия.
Александр 3 года назад уже выезжал в компании Беленихина в дайв-сафари на Байкал, иногда совершал самостоятельные погружения в Финляндии, а на Баренцево море прибыл с полным комплектом собственного снаряжения, включая баллон и груза».
Также издание напоминает, что PADI - профессиональная ассоциация инструкторов по дайвингу, в которой состоит и Беленихин – провела два собственных расследования этого несчастного случая, на уровне российского и британского представительств. Ассоциация не выявила нарушений со стороны карельского дайвера, и его статус как инструктора не был приостановлен ни на один день.
Но все это почему-то не имеет для следователей никакого значения. Спустя год сроки следствия были вновь продлены, изъятая техника не возвращена, подписка о невыезде, не смотря на неоднократные ходатайства, не отменена. Следователь разрешает Дмитрию лишь разовые отдельные выезды.
Как считает Беленихин, следствие ведется как-то странно. Из нескольких ключевых свидетелей и авторитетных экспертов, представленных обвиняемым, за год работы большинство так и не опрошены. Зато в деле имеются показания людей, которых вообще не было в поездке, и мнения «специалистов», чьи заключения вызывают улыбку даже у дайверов-любителей. И главное: причины случившегося до сих пор не установлены, и никаких следов пропавших ребят не найдено.
Известно, что в марте 2020 года в этом же месте, с разницей в несколько дней, погибло ещё два дайвера, один из которых также не найден. Но в отношении лидеров групп, в составе которых были эти ребята, следственные органы не стали применять таких жестких мер.
Глядя на происходящее, невольно испытываешь ощущение, что следствие не расследует обстоятельства происшествия, а ищет улики против Беленихина. Но, судя по всему, никак не может найти. Выходом из этой щекотливой ситуации для следователей стали, видимо, многочисленные проверки, проведённые в отношении обвиняемого по заявлениям анонимов. Работала налоговая инспекция, УБЭП, природоохранная прокуратура... Насколько нам известно, никаких нарушений проверки не выявили.
Что же касается того, что на самом деле случилось в Печенгском заливе 16 июля 2019 года, то дайверы склоняются к мысли, что трагедия произошла вовсе не под водой. Самую жесткую версию событий предложил Алексей Глушков - командир поисково-спасательного отряда «Доброспас», аквалангист, неоднократно погружавшийся в тех местах.
Его мнение поддерживают многие, в том числе и автор этого материала.
Полностью интервью с Алексеем можно прочитать в материале наших коллег с портала karelia.news. Именно эта версия все объясняет. Но Следственным комитетом она даже не рассматривается. У них уже есть обвиняемый.