Речь идёт о нововведениях в выборном законодательстве. Конкретно о том, что в законы Карелии вносятся изменения, существенно изменяющие выборный процесс. Например, разрешается «растянуть» время голосования на три дня – собственно день голосования плюс ещё два накануне его. Некоторые политологи и депутаты-оппозиционеры поспешили заявить, что это выгодно исключительно партии «Единая Россия», и изменения вносятся с целью затруднить контроль над избирательным процессом - а значит, дают простор для различного рода махинаций.
Вот только в самой «ЕР» никакого восторга от такого нововведения не наблюдается. Причина этого проста. Выборы последних лет показали, что у «едроссов» в настоящем имеется отлаженный выборный механизм, который позволяет им брать большинство на выборах всех уровней – от муниципальных до губернаторских и госдумовских. У партии имеется свой электорат, который исправно ходит на участки и оказывается в большинстве, умело используя отсутствие нижнего порога явки и политическую аморфность протестной части населения.
Но одно дело не ходить на выборы, которые длятся один день – и совсем другое наблюдать, как голосование продолжается более пол недели. Велик риск того, что даже лентяи и выбороскептики за это время «дозреют» и отправятся к избирательным урнам. И вряд ли голосовать они будут за «партию власти»…
Версию о том, что длинное голосование не выгодно единороссам, поддерживает и карельский политолог Анатолий Цыганков. По его мнению, организаторы выборов – а это могут быть и политики, и избирательные комиссии – не заинтересованы в высокой явке. «Логика тут простая, чем меньше людей придут на участки для голосования, тем легче органам власти организовать «управляемое голосование», - пишет Цыганков на своем портале politika-karelia.ru на примере выборов в Сортавала.
На местах функционеры «ЕР» хорошо понимают сложившееся положение (хотя и не все). Именно поэтому законопроект был внесен в Заксобрание Карелии не фракцией «Единой России», а республиканским Центризбиркомом, на что обратили внимание присутствующих во время дебатов. Увы, выбора у карельских парламентариев нет. Нужно привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным.
Именно там, на самом верху, было решено узаконить затяжные выборы. Но преждевременно говорить, что голосование следующего года обязательно будет растянутым на три дня. И вовсе не потому, что закон пока принят только в первом чтении, а потому, что решение о триедином или едином дне голосования будет принимать Центральная избирательная комиссия Карелии. Сделать это она должна не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Так что говорить о нескольких днях голосования на выборах в Заксобрание и Госдуму несколько преждевременно. Возможность такая есть, но будет ли принято соответствующее решение?
Второе изменение выборного законодательства, вызвавшее неприкрытый гнев оппозиции, касается наблюдателей. Федералы закрепили в законе норму, согласно которой при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания наблюдателем может быть «гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме Республики Карелия». И вот в этом изменении никакого люфта у карельских парламентариев нет. Только прописанные в Карелии граждане могут быть наблюдателями – и точка! Так гласит федеральный закон, и все субъекты РФ должны ему подчиниться.
В принципе, рядовому избирателю без разницы, где прописан наблюдатель. Лишь бы закон исполнялся. Но некоторые политики очень болезненно восприняли данное нововведение. Они назвали это ударом по всем оппозиционным партиям и кандидатам. Мол, и так у них проблема «обеспечить все участки мотивированными и хорошо подготовленными наблюдателями». А теперь без московских и питерских наблюдательных десантов и вовсе дело швах.
Но вглядитесь пристальнее в ситуацию. Партия (всё равно какая), идущая на выборы в Госдуму и ЗС, жалуется на отсутствие мотивированных и подготовленных наблюдателей «местного розлива». Позвольте, а почему их нет? Жители Карелии плохо обучаемы и не могут постичь нюансы выборного законодательства? Партии не могут ничем мотивировать своих членов и сторонников? В общем, есть вопросы.
Хотя, конечно, что-то неправильное в этом всё же прослеживается. К примеру, житель Москвы запросто может выдвинуться кандидатом в депутаты Заксобрания Карелии, а своих друзей и единомышленников, которым полностью доверяет, наблюдателями направить не может. Парадокс.
Ещё одно новшество – голосование вне помещений для голосования. То есть везде, где сочтут нужным избиркомы – во дворе, в гараже, в жилконторе… Перефразируя известную поговорку про гору и Магомета, можно сказать так: если избиратель не идёт к урнам, урны идут к нему. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, плохо. Мало того, что контроль за избирательным дворовым процессом наладить достаточно трудно, а значит, претензий к прозрачности выборов станет больше, так ещё и избирателей хотим развратить излишней услужливостью. Так, глядишь, они вообще на избирательные участки перестанут ходить, будут ждать, пока урну им к подъезду привезут «на блюдечке с голубой каёмочкой».
То же самое можно сказать об увеличении до умопомрачительных сумм избирательных фондов. Кандидат в депутаты Закса теперь сможет официально потратить на собственные выборы 30 миллионов рублей вместо 5 нынешних. У партий суммы вообще заоблачные – 150 миллионов рублей (ранее 60 миллионов). Для сравнения: общий объём собственных доходов Пряжинского городского поселения на 2020 год составляет 14562 тыс. рублей. В два раза меньше, чем избирательный фонд одного кандидата в парламентарии! Какая-то совершенно дикая математика получается. И понятно, что ни учитель, ни врач, ни кто из работяг на таких условиях не смогут конкурировать с богачами, если только не пойдут в услужение какой либо партии или олигарху.
Ужесточаются и так чрезмерно жёсткие требования к сбору подписей при выдвижении кандидата. И так-то это было тайным оружием избиркомов по выбиванию «ненужных» претендентов на депутатское кресло, так ещё его усилили. Раньше избиратель в подписном листе должен был сам написать дату внесения подписи и расписаться, а теперь должен будет ещё и полностью написать свои фамилию, имя и отчество. Кто знает, каково собирать подписи, понимает, о чём идёт речь.
В общем, опробованные в первую волну коронавируса избирательные новинки теперь узаконены. Правда, пока неясно, чем они аукнутся в дальнейшем. Дай бог, чтобы оказался неправ знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень, сказвший однажды: «Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании».