МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Что привело к петрозаводскому побоищу 1974 года: часть вторая

45 лет назад в столице Карелии произошла молодежная драка - самая крупная в истории республики, а может, и всего СССР

Мы уже рассказали, что представляли собой молодежные группировки карельской столицы в конце 60-х – 70-х годах. Нашему корреспонденту удалось встретится с непосредственным участником массовой драки, случившейся в Петрозаводске тем далеким летом: тогда об этой истории «трубили» западные радиостанции, но сегодня найти сведения о ней практически невозможно. 

В 1970-х была в Петрозаводске и речная милиция

Читайте по теме: "Что привело к петрозаводскому побоищу 1974 года: часть первая"

"Стенка на стенку"

- Был конец мая, может быть, начало июня, - продолжил рассказ Владимир Борисович. - Часть выпускников уже сдала экзамены и разъехалась, мы, судоводители, еще оставались в училище. Режим уже не был таким жестким - можно было беспрепятственно выходить в город.

В тот вечер на танцы нас отправилось примерно пятьдесят курсантов, может, чуть больше. Никаких разговоров о том, что идем на "разборки" с городскими, не было и в помине. Хотя и у нас были парни, готовые подраться: спортсмены - один даже ростом 220 и 110 в плечах... Но все же, как я стараюсь анализировать ту ситуацию, эта драка должна была когда-нибудь да произойти.

Не знаю, было ли это известно милиции, но тогда городская шпана вела себя очень дерзко. Как-то я зашел в общежитие лесотехнического техникума, где учился мой земляк. Сидим в коридоре, вдруг вваливаются крепкие ребятишки и начинают обход комнат. "Сиди тихо, это городские, - пояснил приятель. - Деньги сшибают..." Они прошлись по общежитию, собрав "дань", и так же тихо ушли, не встретив сопротивления...

Танцы начались как обычно: у входа две бабушки на стульях проверяли билеты, постепенно танцплощадка заполнилась. Вдруг на середине танцпола возникла драка между нашими и городскими: кулаками махали всего двое-трое человек.

Причина, как я считаю, банальная: девушку не поделили, а может и какая ранее обида случилась. Танцующие, как обычно происходит в таких локальных драках, расступились по сторонам. Но тут, словно по какому-то единому порыву, городские озверели и кинулись на нас словно по команде. В моей памяти сохранились лишь фрагменты того побоища.

Первое, что я запомнил: стулья, на которых сидели бабушки-"божьи одуванчики" (их, конечно как ветром сдуло), были разломаны и превратились в орудия атаки. Нас, всего лишь полсотни пацанов, прижали в противоположный от выхода угол танцплощадки. Мы защищались, как могли, самым грозным оружием - флотскими ремнями с тяжелыми латунными бляхами. Но и у местных были солдатские ремни. Помню, что кто-то из ребят карабкался на забор ломать сучья деревьев, нависающих над ним, чтобы использовать их как дубинки...

Это не была драка "один на один" или "все против одного". Мы держали оборону, на нас накатывались "волны" городских. Кто-то кого-то задевал кулаком, ремнем или "колом", но в целом была некоторая дистанция между противоборствующими сторонами. Так в старину на Руси ходили "стенка на стенку". Самое страшное заключалось в том, что во время этих "приливов и отливов " больше всего пострадали девчонки. В этом замкнутом, битком набитом  народом пространстве дерущиеся, сами того не замечая, роняли их на пол, некоторые девушки не могли подняться, и обезумевшая толпа прокатывалась по ним... Как потом допрашивавший меня следователь сказал, что на танцплощадке было, согласно проданным билетам, 4300 человек.

То ли от того, что толпа напирала, то ли просто от ветхости, забор со стороны реки Лососинки рухнул, штакетник тут же был разобран на колья. Мы решили уходить, но тут в нашу стороны полетели камни из обнаруженной здесь местными пацанами кучи гравия и обломков шифера. Наши ребята отступали, держа оборону, лицом к нападавшим, и могли уклониться от этих метательных снарядов, а девушки просто бежали. Я запомнил, как здоровенный кусок шифера ударил одной из низ в спину, она упала, и по ней пронеслись остальные, перепрыгивая или наступая на тело...

Милиция, конечно была, но что она могла сделать? Озверевшая толпа просто смяла милиционеров, несмотря на то, что они были при оружии и даже стреляли в воздух: их сбивали с ног...

Правила боя

Дальше драка стала похожа на тщательно продуманные боевые действия. Нам удалось пробиться к мосту через реку, здесь остановились: окружение уже не грозило, и, выстроившись в линию, мы успешно держали оборону, не допуская "близкого боя". Городские решили предпринять обходной маневр, и часть толпы устремилась к соседнему мосту, чтобы атаковать с тыла. Мы, чтобы не оказаться в"котле", были вынуждены отступить на проспект Урицкого (ныне - Александра Невского).

Где-то на пересечении с улицей Льва Толстого появилась пожарная автоцистерна с водометом. Но поливать она стала не наступавших, а нас, речников. Толпе было уже все равно. В пожарных полетели камни, я видел, как один из них попал в голову "водометчика", а затем сотни рук, раскачав тяжелый ЗИЛ-131, просто его опрокинули....

Мы отступили к перекрестку с улицей Калинина, где находилось родное училище. Выше по проспекту, возле кинотеатра "Сампо", я увидел армейские грузовики с солдатами. Но, как понимаю, команды вмешаться в конфликт они так и не поучили, оставаясь с кузовах машин.

Битва прекратилась, только когда мы добежали до стен нашего общежития. Здесь уже было "море" милиции и самого высокого начальства, как мне сказали - руководители МВД, КГБ, партийной и советской власти республики и города. Но и тогда в нас, а значит, и в них, нет-нет да летели камни, запушенные через улицу из дворов. Впрочем, милиция быстро разогнала последних нападавших.

Нас построили и держали так перед общежитием, о чем-то долго совещаясь, а потом распустили по кубрикам. На следующий день началось следствие. Кто его вел - сотрудники МВД или КГБ - я точно сказать не могу, но каждый из тех, кто был в тот вечер на танцплощадке, допрашивался по нескольку раз - прямо в стенах училища. В результате никого из нас не наказали, даже выговора не объявили. Мы успешно сдали госэкзамены и каждый отправился в свое большое плавание. А кого-то из городских, как я услышал позже, даже осудили...

На весь мир

Как стало известно редакции, «гражданские» участники этой массовой драки, которых удалось задержать милиции, были привлечены только к административной ответственности. Резонанс и без того получился слишком большой: о драке в провинциальном Петрозаводске сообщили западные радиостанции. Об этом вспоминают многие петрозаводчане.

Юрий Шлейкин, директор издательства "Острова": "Помню, как "Голос Америки" сообщал о "массовых молодежных волнениях в Петрозаводске".

Александр Смирнов, сотрудник Президентского кадетского училища: "Я был тинэйджером, когда наша семья работала в Монголии. Запомнилось, что родители обсуждали сообщение, услышанное по радио о том, что "в некой деревне Петрозаводск произошла какое-то массовое побоище".

Сергей Катанандов, экс-глава Карелии: "Массовые драки были такие, что одна из них – с "речниками" - даже попала в новости Би-Би-Си. Чего греха таить, и мне приходилось принимать в потасовках участие: во время походов на тренировку (я занимался баскетболом) - в "чужой" район, на стадионе "Спартак" – во время массового катания на коньках, на танцплощадке в Парке культуры".

Но если вы попытаетесь сегодня найти в интернете упоминания о той истории – вам вряд ли это удастся. Даже точную дату произошедшего мы установить не смогли. Но, может, кто-то знает о произошедшем больше, чем удалось выяснить нам...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах