Сегодня министр образования республики Роман Голубев подвел итоги первой недели дистанционной учебы карельских школьников. Назвать их блестящими или хотя бы удовлетворительными никто не решится. Если в более развитых странах проводятся обычные уроки – просто по видеосвязи, то в нашем регионе все сводится к указанию необходимых для прочтения параграфов и выполнению тестовых заданий. И основная проблема – отсутствие технической возможности для полноценного дистанционного обучения.
Уполномоченный по правам ребенка Геннадий Сараев, изучив весь спектр жалоб от учителей, родителей и детей, выделил главные болевые точки.
Во-первых, у многих семей нет необходимой компьютерной техники или подключения к интернету. Либо же единственный компьютер в доме занят работающими на «удаленке» родителями, или другими детьми.
Те же проблемы у педагогов, которые должны вести уроки из дому. Плюс у них нет единообразия алгоритмов работы с детьми в дистанционном формате и единого электронного ресурса.
Во-вторых, опыт показал полную неэффективность дистанционного обучения естественным наукам: физике, химии и т.п.
Третий момент – невозможно дистанционно обучать учащихся начальных классов без участия родителей. То же самое касается детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: для них просто не существует учебников и адаптированных пособий. Кстати, родители – не профессиональные педагоги: они не умеют учить.
Отдельно Сараев – психолог по образованию – отметил высокий уровень психологического напряжения в семьях в условиях самоизоляции. И не только психологического: длительное пользование электронными ресурсами, значительно превышающее рекомендованные СанПиНами нормативы, бьет по здоровью детей. Это чревато ухудшением зрения и головными болями.
Омбудсмен выступил с рядом предложений. Одно из главных – отказаться от уроков музыки, физкультуры и труда, проведение которых в условиях самоизоляции становится абсурдом.
В своем письме в Министерство образования РК Уполномоченный просит рассмотреть возможность досрочного окончания учебного года для некоторых категорий учащихся. Имеет смысл привлечь волонтеров из числа студентов гуманитарных факультетов для оказания помощи детям, родителям и учителям, и передать во временное пользование детям и педагогам школьные компьютеры.
Кроме того, Сараев предложил в этот сложный для всех период сократить объем домашних заданий и не ставить никому «двоек».