Это было действительно уникальное событие конца 80-х годов даже в масштабе всего Советского Союза. Спустя три года после начала горбачевской Перестройки, в 1988 году, появился закон о кооперации, давший волю рыночным отношениям в СССР. А тут еще "железный занавес" стал рушиться в труху. Из всех его щелей к нам полезли, как еще год назад внушали советскому человеку, "акулы капитализма". А наши узаконенные кооператоры (их тогда даже стеснялись называть предпринимателями, а слово "бизнесмен" вообще находилось в разряде ругательных), пытались с ними, пусть неумело, договориться.
"Михаил Ломоносов": ту-ту!
Итак, в начале октября 1989 года из Петрозаводска по маршруту Кижи-Валаам-Ленинград и обратно отплыл флагман карельского пассажирского флота теплоход "Михаил Ломоносов".
На его борту, вместо обычных туристов, находилось несколько десятков представителей деловых кругов США, Франции, Финляндии, Швеции, ФРГ и еще доживавшей последние дни ГДР, а также представители Карелии.
Идея этого "Ноева ковчега" принадлежала Ассоциации государственных и общественных организаций "Петропарт". Напомню: это было смутное время, когда карельский бизнес еще только зарождался, и даже всемогущий ныне "Лотос" имел лишь розничные коммерческие ларьки - "комки", как их тогда называли.
Однако исполнительный директор ассоциации Эрнест Ниеми рассчитывал, что им удастся "подтолкнуть, наконец, побратимские связи к экономическим отношением, показать всем сторонам, насколько это выгодно - жить и думать по-новому".
Власти города поняли и приняли эту смелую идею: отдел зарубежных связей горисполкома, как тогда называлась мэрия, рассылал приглашения по всем городам-побратимам, от американского Дулута до гэдээровского Нойбранденбурга.
Если западные партнеры откликнулись с удовольствием, то наших хозяйственников, прежде всего руководителей крупных предприятий, надо было убеждать принять участие в этой встрече. Они говорили: зачем, если у нас есть госплан - мы и так проживем…
По-новому было все: тур, как привычные в то время официальные приемы, не был "халявой". Стоимость круиза для общественных организаций составляла 500 рублей, для кооператоров - 1000 рублей. Билет для "прочих гостей" - 2000 целковых. Прочие - это наши представители госпредприятий и иностранцы. Для сравнения: в 1989 году средняя заплата в СССР была на уровне 125-135 рублей, а доллар стоил не более 12 "деревянных".
"Ты меня уважаешь?"
На судне, как мне показалось, был относительно свободный распорядок дня. Да - проводились совместные встречи, вроде семинаров, экскурсии на берег, но в основном контакты между нашими и западными потенциальными партнерами казались спонтанными. Я заглядывал на некоторые такие площадки общения и был поражен.
- Мы построили цех, - заявляли представители тогдашнего "Петрозаводскбуммаша". - Вернее, "коробку" (она и сегодня высится на улице Заводской), Хотим там производить товары народного потребления...
- Какие? - спросили американцы.
- Не знаем, - честно ответили буммашевцы.
- Так зачем вы вкладывали деньги, построили корпус, не зная, что будете производить?
- А вы нам подскажите…
Я не привираю: этот диалог - святая правда, как и такой, что услышал на встрече с бизнесменами ФРГ:
- Мы хотим подписать с вами контракт о поставках нашей продукции…
- Какой?
- Вы подпишите, а затем мы покажем…
Нынешнему читателю это покажется невероятным, но это цитаты из моего отчета в газете "Комсомолец".
Вы не поверите, но тогда в каютах и салонах теплохода шли и такие переговоры: "Ты, браток, подпиши контракт, - говорили на моих глазах шведу, очумевшему от влитой в него водки и напора "крутых пацанов". И он подмахнул договор о намерениях, который в юридическом плане ничего не значил, но "братки"потом бегали по палубам, хвастаясь: "Мы подписали КОНТРАКТ!.."
Западные партнеры мне прямо говорили: "Русские - деловой народ, но как только рюмка попадает им в руку..." А уж что происходило по вечерам! "Ну ладно, черт с ним, погуляли бы, коль не подготовились к переговорам», - писал я в своем репортаже. – «Так нет: за полночь в баре отдельные кооператоры лезли к иностранным бизнесменам: "Ты меня уважаешь? Тогда поговорим о деле…"
"Куй железо, пока Горбачев!"
Эта "битва за контракты" продолжалась три дня и завершилась большим сбором. Не уверен, было ли это в программе форума или свершилось по инициативе измученных подобным общением "акул капитала". На ней накал страстей со стороны кооператоров достиг апогея.
"Вы не желаете идти на реальные соглашения, уклоняетесь от конкретных предложений", - напористо выступал один из советских участников. Невозмутимый мэр Дулута господин Фидоу терпеливо объяснял, что за три дня решить такие дела нельзя, что потребуется время оценить ситуацию и возможности партнеров. «Нет», - слышалось в ответ. – «Давайте делать бизнес!"
О бизнесе у наших новоиспеченных предпринимателей понятия были нулевые. Американцу Теду Томпсону, президенту компании по продаже фотооборудования, пришлось даже прочитать лекцию о том, что есть капитал, как он превращается в товар и снова в деньги - прямо в соответствии с марксисткой философией, изложенной разделе "политэкономия капитализма", которую изучали в любом советском вузе.
Но Маркса ребята не читали.
Читайте далее: "Как иностранцы учили предпринимательству первых предпринимателей Карелии"