Напомним: в сентябре 2024 года распоряжением главы республики «Форест-групп» получила право на заключение договора аренды земельного участка возле деревни. Причем без торгов, поскольку здесь планируется вести туристический бизнес, а объем инвестиций должен составить десятки, а то и сотни миллионов рублей. Местных жителей никто не спросил, и они сразу заподозрили, что фирма попытается захватить пляж, которым они пользуются десятки лет.
Читайте по теме: «Старинная карельская деревня может остаться без собственного берега»
Через участок, который арендовала «Форест-групп», ведет единственный путь на берег. Районные власти оформили публичный сервитут на землю, где проходит тропа. Но компания подала в суд на Прионежскую администрацию и потребовала признать установление сервитута незаконным. Аргумент – надо запретить проезд на берег, потому что это нарушает Водный кодекс. Почему автотранспорт и тяжелая техника самой фирмы свободно передвигается по береговой линии, осталось невыясненным.
В понедельник 6 октября судья Татьяна Баранова вынесла решение: установление сервитута признано легитимным. Впрочем, жители деревни не испытывают иллюзий, они уверены, что вердикт будет оспорен, но намерены бороться до конца. Дело в том, что глава Карелии отдал «Форест групп» еще один участок, непосредственно перед пляжем. Люди не сомневаются, что фирма не оставит попыток закрыть проход к нему, чтобы пляж оказался в безраздельном пользовании бизнесменов.
Между тем существует и второй аспект проблемы. В акватории Онежского озера, непосредственно перед будущей турбазой, появились непонятные объекты, которые вполне можно назвать капитальными – они на фундаментах. Поселковые власти с весны пытаются выяснить, кто дал разрешение на их возведение.
Мы также попытались разобраться, кто позволил строить нечто подобное прямо в озере. Причем ни в инвестиционном плане будущей турбазы, ни в бюджете капитальных затрат «Форест групп» ничего подобного нет. Чиновники разных уровней начали отсылать нас друг к другу, а контролирующие органы хранят молчание. В частности, обращение сельчан в природоохранную прокуратуру ждет ответа с весны.
Впрочем, кое что начало проясняться. Во-первых, мы выяснили, что к этим строениям «Форест групп» юридически не имеет отношения, они оформлены лично на директора компании Ирину Перову как на физическое лицо.
Читайте по теме: «В Онежском озере в Карелии появились непонятные объекты»
Во-вторых, Балтийско-Арктическое управление Росприроднадзора еще в мае (!) направило запрос относительно этих объектов в Транспортную прокуратуру Карелии, но ответа также не получило. Запрос повторили в конце августа – и, судя по всему, с тем же результатом. Видимо, властям совершенно все равно, кто и что делает в Онего, если это за деньги.
Пока же сельчане собираются выяснить, как вообще участок за пляжем, всегда относившийся к землям Лесфонда, оказался в пользовании у частной компании, причем под застройку. Мы постараемся им в этом помочь.
Напомним, что весной этого года Природоохранная прокуратура добилась признания отсутствующим права собственности на земельный участок в селе Шелтозеро. Ситуация аналогичная: бизнесмены собрались построить турбазу на берегу общего озера, и никто не смог объяснить, как им досталась эта земля.
Читайте по теме: "Прокуратура Карелии запретила рубить Шелтозерский бор и строить там турбазу"