На церемонии вручения высшей национальной театральной премии, которая прошла на минувшей неделе в Москве, балет Музыкального театра Карелии был отмечен за лучшую работу художника по свету. «Золотую маску» получил Александр Мустонен. Ни хореограф-балетмейстер Симонов, ни исполнители главных ролей Алевтина Мухортикова (Золушка) и Игорь Пашко (Мачеха) не смогли победить коллег из столичных театров.
Состоявшийся «золотомасочник» Александр Мустонен для Петрозаводска человек не чужой. Он учился в ПетрГУ, начинал работать как художник по свету в Национальном театре Карелии. Оформлял спектакли в театрах Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, а также в Болгарии, Германии, Финляндии. С 1991 года он живет в Финляндии. Среди карельских постановок: «Кабаре» в Национальном театре, «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову, «Смерть коммивояжера» А. Миллера в Русском театре драмы, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в Музыкальном театре.
Напомним, Музыкальный театр Карелии уже в третий раз принимал участие в Национальном театральном фестивале «Золотая маска». По итогам сезона 2008/2009 годов самую престижную театральную награду России получил солист балета Владимир Варнава за роль Меркуцио в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Опера-мюзикл Р. Львовича «Черная курица» вообще не привезла ни одной «маски». И нынешний поход в Москву за театральным золотом не назовешь успехом. Но в Музыкальном театре не унывают. «Конкурс был сложный, – говорят в театре.– Вокруг него сегодня много споров. Но большая часть критики и зрители восприняли нашу «Золушку» хорошо».
Почему разрекламированный в республике балет Симонова все-таки прошел мимо «масок»? Карельский театр не достоин этой награды или конкурс нынче не тот, жюри необъективно? «МК» в Карелии» обратился к экспертам.
Дмитрий Свинцов, театральный критик, член СТД Карелии, поэт:
«НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ» КРЕПНУТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТРИГИ»
– Как национальная премия, «Золотая маска» была, есть и, наверное, еще будет премией, ориентированной на традиционный театр, который существует в России. Это не хорошо и не плохо. Иногда можно дать дорогу и авангарду, как, например, нынче, когда в конкурс драматических спектаклей не попали ни Лев Додин, ни Кама Гинкас. Стоило уйти из жизни Петру Фоменко, как спектакли его театра перестали вызывать горячий интерес экспертного совета. В этом году тяга последнего к провинции перевесила интерес к столице. И в драме и опере, и в балете.
Чем руководствовался совет, номинируя петрозаводскую «Золушку» на семь «масок», сказать трудно. Критики извне единодушно отмечали китчевую низкопробность и вторичность. Беда петрозаводской театральной критики, воспевшей «Золушку» Кирилла Симонова как шедевр, в том, что она не имеет возможности видеть нынешний балет в целом. Не бывает ни в Перми, ни в Екатеринбурге, ни даже в Питере и Москве. Точно так же несколько лет назад за шедевр выдавался спектакль Национального театра «Король Лир», являющийся, нет, не китчем, но бледной копией «золотомасковского» лауреата из Тувинского музыкально-драматического театра.
Опасность для «Золотой маски» я вижу в том, что вокруг нее зарождаются и крепнут не художественные, но совершенно определенные политические интриги.
Просто зритель, пожелавший остаться инкогнито:
«СТЫДА НЕ ОБЕРЕШЬСЯ»
– Почему мы остались без призов? Мне кажется, ответ лежит на поверхности. Отсутствие профессиональной критики, а поэтому самонадеянность, равняющаяся самодеятельности. Вспомним А. Вертинского и его стихи «Бал господень». «В этом городе сонном балов не бывало, даже не было просто приличных карет...», а тут вдруг такая смелая, такая яркая «Золушка» и аншлаги, аншлаги, аншлаги.
Коллектив и постановщик уверовали в то, что должны наполучать «масок» столько, сколько заявили. И вдруг в Москве разразилась статья, где все номинации свели к «золотой малине». Думаю, что это был серьезный удар и по постановщику, и по коллективу. Зная, какой огромный труд за этим стоит, искренне жалею и труппу, и Кирилла Симонова. Думаю, что руководитель театра теперь будет приглашать критиков из столиц, а иначе такие поездки очень больно бьют по карману театра, да и стыда не оберешься. Там смотрят и судят профессионалы! Об этом всегда надо помнить.
Наталья Крылова, театральный критик:
«МОГЛИ БЫ НИЧЕГО НЕ ДАТЬ…»
– На мой взгляд, у нас изначально неверная система координат: то, что кажется явлением в местной театральной среде, далеко не всегда остается явлением в общероссийском масштабе. Знали бы вы, какие гениальные спектакли ежегодно пролетают со свистом... Ввиду вышесказанного это просто чудо, что дали за свет, ведь могли бы ничего не дать. С другой стороны, я смотрела в Питере специально привезенные спектакли-масочники, и это далеко не всегда шедевры. Часты разочарования. То есть, в конечном итоге получается та же ситуация, что на «Онежской маске» у нас в последний раз (да и в любом коллегиальном жюри, не только театральном): внутри жюри чьи-то личные предпочтения всегда оказываются сильнее. И вопрос только в том, насколько умен и чист человек, способный задавить соперников авторитетом. В Москве вообще любят только Москву. Провинциально отснятые спектакли в Москве не любят. Ведь это большой труд – отсмотреть всех претендентов, и не секрет, что не все и не все смотрят целиком, часто составляют мнение по отрывку, эпизоду, а если он еще и мутно отснят с пары камер... «Золотая маска» – престижная премия в ряду других, но ее получение позволяет театральным менеджерам по-новому выстраивать ценовую и частично репертуарную политику, поднять, если можно так выразиться, имиджевый ценз и самого продукта, и его творцов и исполнителей.