Управление без лицензии? Штраф – полмиллиона

Что даст лицензирование управляющих компаний им самим, государству и жильцам домов

То, что в жилищной сфере необходимо наводить порядок, стало очевидно давно. Надежды на то, что разумные и ответственные собственники жилья возьмут управление домами в свои руки, а на рынке появятся добросовестные управляющие компании, подотчетные своим клиентам, рухнули в самом начале. В реальности бесправные собственники либо мирятся со странными счетами за жилищные услуги, не говоря уже об их качестве, либо ведут неравную борьбу с управляющими организациями. В этой ситуации введение государством лицензирования для компаний, занимающихся управлением многоквартирных домов, теоретически должно навести порядок на рынке жилищных услуг. Пока же большинство специалистов как в самих управляющих компаниях, так и в контролирующих их работу органах власти весьма скептически относятся к грядущему лицензированию. 

Что даст лицензирование управляющих компаний им самим, государству и жильцам домов

Что почем?

С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения в Жилищный кодекс, связанные с введением лицензирования для управляющих компаний, или, если правильно – управляющих организаций (УО). Организации, которые занимаются управлением многоквартирными домами, должны получить лицензию до 1 мая 2015 года.

Как рассказал руководитель жилищной инспекции Карелии Михаил Крюков, изначально предполагалось, что к УО, желающим получить лицензию, будут предъявляться серьезные требования, связанные с наличием техники, обученного персонала, материалов, необходимых для проведения ремонтных работ. Однако в процессе обсуждения эти требования из окончательного варианта закона исчезли. На сегодняшний день управляющей организации достаточно предоставить довольно ограниченный пакет документов, а руководителю сдать квалификационный экзамен.

Естественно, возникает вопрос, сколько будет стоить это «удовольствие» для управляющих организаций? Ведь почти наверняка свои затраты они постараются возложить на жильцов.

– Мы сейчас считаем эти расходы, – сказал Крюков на встрече с журналистами. – Пока сказать конкретно не могу, какая это будет сумма. Мы эти затраты не закладывали. Одна лицензия сейчас стоит порядка 400-450 рублей. Даже на это надо деньги тратить.

Буквально через несколько дней его заместитель Александр Федоричев на встрече с руководителями управляющих компаний озвучил другую цифру:

– Лицензия является бессрочной, и пошлина за получение лицензии составляет 30 тысяч рублей.

После этих слов по залу пробежался нервный смех.

86 из 100

Но больше всего представителей управляющих организаций интересовал квалификационный экзамен, который придется сдавать непосредственному руководителю компании. Его может сдать любой желающий, закон не ограничивает количество специалистов, доказавших свои знания в области жилищного законодательства. Ведь если директор с квалификационным аттестатом – наемный и его вдруг переманили конкуренты, то у компании, не имеющей в запасе еще одного специалиста с аттестатом, возникают серьезные проблемы. Так что в идеале надо, чтобы документ о сдаче экзамена имели несколько человек или аттестат получил непосредственный владелец компании.

Александр Федоричев подробно рассказал о самом экзамене. Претенденту будет задано 100 вопросов, на которые нужно ответить за два часа.

– Успешно сдавшим тест является претендент, правильно ответивший на более чем 86 процентов вопросов… Количество попыток не ограничивается. Аттестат выдается бесплатно, – объяснил Федоричев. Срок действия квалификационного аттестата – всего 5 лет. Дальше нужно вновь идти на экзамен, если, конечно, к тому времени не изменится законодательство.

На сайте российского Минстроя можно найти 200 вопросов, из которых путем случайного отбора будет сформирован тест из ста вопросов.

– А есть ли ответы? – поинтересовались из зала.

– Нет, – разочаровал Александр Федоричев. По его оценке, при подготовке к экзамену придется серьезно освежить в памяти действующее законодательство.

Легче не станет

К лицензии прилагается специальный список домов, находящихся под управлением данной компании. Для того, чтобы исключить какие-то дома из списка или, напротив, дополнить его новыми объектами, управляющей организации придется заплатить госпошлину в 5 тысяч рублей. Причем Федоричев так и не смог сказать, установлены ли какие-то сроки, в рамках которых управляющая организация обязана внести изменения в документы. Заместитель руководителя жилищной инспекции согласен, что если сроков в законодательстве не появится, то сам список окажется абсолютно бессмысленной затеей.

А теперь представьте весьма распространенный конфликт между недобросовестной управляющей организацией и жильцами, решившими ее сменить. На практике это оборачивается долгими судебными процессами, двойными квитанциями, запиранием от конкурентов подвалов и чердаков. Новое законодательство лишь усложняет процесс прекращения таких «коммунальных войн». Вряд ли компания, с которой пожелают распрощаться недовольные собственники, побежит платить госпошлину, чтобы исключить дом из списка. Как этим процессом можно управлять, в жилинспекции пока не знают.

Право вето

Введение лицензирования ужесточает ответственность управляющих организаций за допущенные нарушения. Для аннулирования лицензии достаточно, чтобы УО в течение года не исполнила два предписания жилищной инспекции в отношении конкретного дома. В этом случае «невезучий» дом исключается из специального списка, прилагающегося к лицензии. Но даже в этом случае компания будет управлять домом, пока собственники не привлекут другую организацию или не создадут ТСЖ. К тому же есть и еще одна лазейка для управляющих компаний. У собственников домов есть право вето, и они могут на общем собрании принять решение, что останутся под управлением компании, лишенной лицензии в отношении их дома.

Угроза отзыва всей лицензии у компании появляется, если в течение года 15 процентов от общей площади домов, находящихся под управлением, будут исключены из реестра, то есть из прилагаемого к лицензии списка домов.

Ударят рублем

В отношении управляющих организаций ужесточены также штрафные санкции. По словам Александра Федоричева, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, где появилась статья о нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Она предусматривает штраф для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 150 до 250 тысяч рублей. Если лицензия уже отозвана, а управляющая компания продолжает работать и нарушает закон, то штраф увеличивается для должностных лиц до 250 тысяч рублей, а для юрлиц – до 500 тысяч рублей.

Все вопросы, связанные с выдачей лицензий, ее аннулированием, принятием квалификационного экзамена, контролем за деятельностью управляющих организаций, переданы в ведение специальной лицензионной комиссии. Законом предусмотрено, что она на треть будет состоять из представителей общественных организаций, СРО, профсоюзных объединений и депутатов. К самим членам лицензионной комиссии тоже предъявляются серьезные требования: как минимум они должны иметь трехлетний опыт работы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Подать заявление может любой желающий, подходящий под выдвинутые требования. Организацией работы постоянно действующей комиссии, которая должна состоять из 20 человек, займется жилищная комиссия, первое заседание которой состоится в сентябре.

Михаил Крюков отметил, что сейчас трудно сказать, как отзовется возвращение лицензирования на сфере жилищных услуг. Судя по тону руководителя жилинспекции, новое законодательство не вызывает у него серьезных оснований для оптимизма. Между тем в Карелии насчитывается около 120 управляющих организаций, которые в ближайшее время столкнутся с необходимостью получить лицензию. Только на ТСЖ это требование не распространяется.

Взгляд изнутри внутрь

Остается выяснить, как сами руководители управляющих организаций относятся к нововведениям в своей работе. Ситуацию нам согласился прокомментировать Сергей Кетов, директор костомукшской управляющей организации «Инкод», в ведении которой находится два с половиной десятка многоквартирных домов.

– Сергей Владимирович, специалисты утверждают, что после введения лицензирования число управляющих компаний в республике может сократиться чуть ли не на 60 процентов. Как вы относитесь к такому прогнозу?

– Я думаю, что столь глобальных сокращений не будет. Скорее, единицы. Понятно, что, когда на рынке присутствуют компании, не обладающие опытом, возможностями, знаниями, которые необходимы для оказания качественных услуг, планируемые ограничения разумны. Если с рынка уйдут компании, которые просто занимаются сбором денег с населения, не оказывая при этом качественных услуг или их полного объема, это будет неплохо. В первую очередь, для самих жителей республики.

– На ваш взгляд, упростит ли лицензирование для собственников жилья смену управляющих компаний?

– По-моему, нет, поскольку процедура по изменению УК либо по изменению способа управления определена. И здесь никаких изменений не предвидится. Хотя, на мой взгляд, здесь-то и должны быть определенные изменения, ведь лучший фактор на конкурентном рынке – это когда покупатель услуги может выбрать того, кто эту услугу предоставляет. Это, вдобавок к лицензированию, помогло бы изменить ситуацию на рынке.

Для жильцов, какую бы форму управления они ни приняли – ТСЖ, управляющая организация, непосредственное управление, – если у них будет простой и понятный, легко регулируемый способ по смене компании, это станет хорошим подспорьем для того, чтобы слабые компании уходили с рынка.

– А как вы оцениваете требование к директору компании по сдаче квалификационного экзамена, вроде ЕГЭ, что сдают сейчас в школах? Повлияет ли это на качество работы?

– Не уверен. Я прекрасно понимаю, что хорошо, когда руководитель УК профессионально знает то, чем он занимается. Я надеюсь, что механизм сдачи квалификационного экзамена будет таким, что позволит отражать квалификацию того, кто сдает, в полной мере. Пока у меня стопроцентной уверенности в этом нет. Дай бог, чтобы я ошибался. Тогда можно будет сказать, что у нас УК руководят те, кто хоть что-то в этом понимает, а не просто люди с улицы, как это зачастую случается.

– Сергей Владимирович, сейчас в прессе можно прочитать заголовки вроде «Лицензирование – путь к войне» или «Лицензирование – кнут для директора». Вы разделяете подобные опасения?

– Пока трудно судить. Я бы не хотел впадать в крайности. Хотя понятно, в связи с чем эти опасения появляются. Все мы привыкли к тому, что в нашей стране любой контролирующий или регулирующий механизм может использоваться как рычаг в конкурентной борьбе. Надеюсь, здесь этого не будет. Не хотелось бы, чтобы неплохую в общем-то мысль, заложенную в идею лицензирования, довели при ее реализации до знаменитого черномырдинского выражения: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру