Попробуйте дозвониться
Это не выдуманная история. Несчастный случай на детской площадке в поселке Чална произошел с моим собственным ребенком. В конце мая на прогулке с бабушкой малыш полутора лет упал с детской горки. Старшие дети просто случайно его столкнули в тот момент, когда он отпустил бабушкину руку. Упал серьезно: лицом вниз прямо на щебень, которым засыпана детская площадка (тоже, кстати, серьезное нарушение безопасности детей). У ребенка было сильное рассечение лба, кровотечение, ушиб носа. Моя мама, которая находилась с ним на площадке, сразу позвонила мне и сообщила о случившемся.
Я не могу оценить степень тяжести травмы и, следовательно, оказать необходимую помощь. Может быть, там перелом, а мы сместим его или причиним еще большую боль, от которой малыш может выдать шок, Да что угодно! Первое, что приходит в голову – вызвать скорую помощь. Я набираю номер чалнинской "скорой" - там тишина. Вспоминаю, что воскресенье, в амбулатории никого нет. Если после сокращение медработников некоторое время там находился сторож, который помогал сориентироваться и диктовал номер телефона, то теперь и этого нет.
Начинаю звонить 911. Такой номер помнит даже ребенок. Единая служба спасения, но нас она не спасла. Хотя, когда в другой раз мы попали в аварию, набрали только этот номер и передали адрес, где произошло ДТП. К нам через 2 минуты приехала бригада «скорой помощи», сотрудники ДПС и МЧС. При этом диспетчер позже перезвонила и узнала, все ли в порядке. Когда в Чалне был пожар, мне тоже стоило набрать только эти три цифры, и помощь пришла незамедлительно.
Но на этот раз мне предложили сначала перевести телефон в тоновый режим и набрать дополнительно 3. Диспетчер на мой вопрос о "скорой", которая необходима маленькому ребенку, четко мне объяснил, что вас обслуживает Шуя. Но я не знаю телефона «скорой помощи» в Шуе! Молодой человек начинает мне диктовать другой номер. Я схватила из кошелька первый попавшийся чек и стала записывать телефон единой диспетчерской службы в Ладве. Записала. Звоню. Диспетчер в Ладве на мой вопрос, как вызвать "скорую" в Чалну, тоже продиктовала мне номер телефона - только теперь в Шуе. Я снова набираю номер, а там… тишина. Вероятно, бригада была на выезде. Диспетчера там нет, на мой звонок никто не ответил. Я набирала этот номер 4 раза. Я потеряла 20 минут на эти звонки. А моей маме на площадке, когда ребенок орал, не переставая, эти минуты казались часами.
Дорога в больницу
В конце концов, мы принесли малыша домой, вызвали такси. Выходной день, машину надо ждать минут 40. Конечно, дома мы оказали ему первую помощь, закрыли рану, но ребенка нужно было показать врачу. В это время к нам заехал мой брат. Он и увез нас в травмпункт детской республиканской больницы. Несмотря на то, что мы в этой панике забыли медицинский полис, нам очень быстро оказали помощь внимательные, спокойные молодые врачи. Ребенку сделали снимок. К счастью, обошлось без черепно-мозговой травмы и перелома носа. Но пять швов нашему Георгию наложили. А родителям и бабушке стресс был обеспечен.
По дороге домой я стала анализировать ситуацию: ведь помощь в Чалне нам так никто и не оказал. Такой маленький ребенок получил травму, и никому до нас нет дела. Это хорошо, что все закончилось благополучно. Но что будет в следующий раз?
На следующий день мой коллега в карельском интернет-издании разместил новость о произошедшем с нами случае. Он позвонил в Минздрав, чтобы ему как журналисту прокомментировали данную ситуацию. Через некоторое время мне позвонили лично из ведомства и расспросили о нашей беде. Я все рассказала, возмутилась тем, что мы так и не получили экстренной медицинской помощи. Мне обещали разобраться, пояснили, что это ошибка диспетчера, который должен был вызвать сам скорую в Чалну, а не диктовать номера телефонов. В свою очередь я не стала писать жалобу, а написала на адрес Министерства здравоохранения письмо с просьбой провести информационную работу с диспетчерами, а также написать мне список телефонов, в том числе и сотовый фельдшера из Шуи, чтобы сделать заметку в СМИ и проинформировать население. Летом в поселке много дачников, кто-то приезжает в гости к родственникам, и люди просто не знают, куда позвонить в случае, если нужна срочная помощь. Но, как не удивительно, на дворе август, а ответа у меня так и нет. Письмо в адрес Министерства я отправила 1 июня.
Однако после проведенной проверки мне позвонил специалист Минздрава РК и разложил всю ситуацию по полочкам. Все разговоры с диспетчером записываются. После прослушивания нашего диалога, чиновники пришли к выводу, что просто я не правильно вызывала «скорую помощь»! Оказывается, чтобы к вам приехали медики, нужно кричать, волноваться, требовать. А, как пояснили мне, я была спокойная, и диспетчер не заподозрил, что мне или моему ребенку нужна срочная помощь.
Итак: я задала вопрос, как вызвать «скорую помощь» в Чалну. Диспетчер назвал номер телефона. Но зачем мне номер "скорой", если не сделать вызов, что и должен был сделать диспетчер? И тут я получаю еще более головокружительный ответ: "А может, у вас там родственники работают, и вы звоните по своим делам"! Больше вопросов у меня не было.
Одно мне непонятно: почему чиновники одного из главных министерств в республике, работают не для людей, не для пациентов, а для регламента. Они что - сами не болеют, не болеют их дети и родственники? Ну, тогда они счастливые. Мне совершенно не нужно было, чтобы диспетчера уволили, лишили премии и т.д. Это правильно, когда начальство защищает своих сотрудников. Но меры какие-то должны приниматься, передо мной хотя бы должны были извиниться. Моему ребенку реально не оказали экстренную помощь. А виноватой оказалась я, потому что 30-летняя мама с высшим образованием не умеет вызывать "скорую"…
Чалнинская амбулатория
Если летом зайти в амбулаторию в Чалне, то, кроме педиатра, из врачей здесь никого не встретишь. Как рассказала мне одна из местных жительниц, оформлять больничный лист ей пришлось ехать в Пряжу. В поселковой амбулатории просто не было терапевта.
Лето – пора отпусков. Для понимания: Пряжа находится в 60 километрах от Чалны. Прямого автобусного сообщения с ней нет. Нужно ехать через Петрозаводск, с пересадкой. На дорогу пациент должен потратить 500 рублей, ехать 1,5-2 часа. Видимо, для модернизированной медицины в Карелии это нормально.
Рассказали о своих проблемах и мамы, у которых маленькие дети. Порой из-за большого количества вызовов их просто консультируют по телефону, предлагая дать то или иное лекарство. А пожилой мужчина из Падозеро, как рассказывает его супруга, 4 часа ждал «скорую помощь» в тяжелом состоянии, и с инфарктом попал в реанимацию.
Письменные жалобы
Но результат приносят только письменные жалобы, причем не руководителю районной больницы, а сразу в Министерство. Звонки и устные выражения недовольства не влияют на качество медицинских услуг. Вот и сейчас на дверях чалнинской амбулатории висит объявление с номерами телефонов, даже для всех операторов мобильной связи - но только для пожарной охраны. Как вызвать "скорую", по-прежнему тайна - хотя, по данным Минздрава РК, эта информация развешана в Чалне на каждом столбе.
Об одном прошу: покажите нам, наконец, этот столб...