Условный финал: экс-спикер Петросовета Олег Фокин раскаялся и сказал "нет"

В уголовном деле осужденного бывшего спикера Петросовета а оказалась замешана фирма с директором, также получившим срок за мошенничество

«Нет!» - коротко бросает Олег Фокин журналистам, сгрудившимся в обычно сносно просторном, но теперь чуть тесном зале петрозаводского суда. Бывший председатель Петрозаводского городского совета, которого буквально несколько минут назад с сообщником признали виновным в крупном мошенничестве группой лиц, не желает (да и кто бы на его месте желал?) общаться с жаждущими комментариев корреспондентами. 

В уголовном деле осужденного бывшего спикера Петросовета а оказалась замешана фирма с директором, также получившим срок за мошенничество
Олег Фокин (справа) и Игорь Белов слушают приговор

Он ограничивается коротким междометием в ответ на вопрос о том, будет ли обжалован судебный приговор, и чуть зардевшимся покидает зал . И непонятно, то ли его стремительность связана со стыдом, то ли с радостью от того, что удалось избежать реальной тюрьмы.

Совсем коротко напомню: бывший спикер Петрозаводского городского совета Фокин и его "напарник" по уголовному делу, экс-директор ООО "Арсик-Сервис" Игорь Белов 5 августа были признаны виновными в двух аферах с возмещением НДС.

Во имя детей 

Ныне безработный (что следует из оглашенного судьей Александром Смирновым приговора) Фокин и арбитражный управляющий (также по приговору) Белов за несколько часов до того, как услышать в свой адрес «именем Российской Федерации», выступали с последним словом. На открытом процессе в присутствии десятка с лишним зрителей, среди которых публичных персон заметно не было, оба каялись в содеянном. Особый упор при этом делали на собственных детей. Учитывая, что оба выступления не заняли и пяти минут, можно привести их монологи, что называется, без купюр.

- Уважаемый суд, уважаемые присутствующие, я глубоко раскаиваюсь, глубоко сожалею о случившемся, - с расстановкой говорил Белов. - Без малого двадцать лет я работаю руководителем в экономических отраслях, за это время не допускал даже административных правонарушений в области экономики. Тем тяжелее и горше то осознание вины, которое пришло ко мне сейчас. У меня трое несовершеннолетних детей, младшая пойдет в школу в этом году. Еще раз повторюсь, что крайне сожалею о случившемся. Учитывая вышеизложенное, прошу суд не применять в отношении ко мне суровую меру наказания в виде реального лишения свободы.

- Уважаемый суд, до вынесения приговора прошу учесть полное признание вины, я раскаиваюсь в содеянном, - тихо вторил ему Фокин. - Мне действительно искренне жаль, что это произошло, эта ошибка, которая была допущена. Благодаря своей семье я компенсировал ущерб, нанесенный данной сделкой, полностью и до последней копейки. У меня пятеро несовершеннолетних детей, их надо растить, кормить и поднимать. Прошу не применять ко мне суровую меру в виде реального лишения свободы. Полгода в тюрьме я провел, было время подумать, было время осознать и в полной мере раскаяться.

А знал ли Родин?

Неизвестно, о чем еще думали фигуранты во время оглашения приговора, но его 40-минутное чтение открыло ранее не известные общественности обстоятельства вменяемого обоим мошенничества. По привычно сухим сообщениям пресс-службы карельского Следкома официально известно было лишь то, что Фокин, являясь фактическим руководителем ООО «Арсик-Сервис», с директором фирмы Беловым предоставили в налоговую инспекцию Петрозаводска декларации на возмещение налога на добавленную стоимость. По версии следствия, в документы были включены заведомо ложные данные о покупке материалов и выполнении работ по строительству административного здания, в итоге фирма нанесла государству более 6,3 миллиона рублей ущерба в виде незаконного возмещения НДС. Наконец, обоим вменялась по два эпизода мошенничества в крупном размере с использованием служебного положения.

Вчера же судья Смирнов сообщил, что «административное здание» находится в Петрозаводске по адресу улица Калинина, 4, а в уголовном деле фигурирует еще одна фирма – ООО «Консалтинг в строительстве», зарегистрированная в квартире на Октябрьском проспекте.

Как установил суд, Фокин должен был представить для принятия к бухгалтерскому учету «Арсик-Сервиса» подложные документы относительно выполнения работ по строительству здания на Калинина компанией «Консалтинг в строительстве» по мнимому договору генподряда, заключенному с «Арсик-Сервисом». Белов же должен был «организовать принятие документа к бухгалтерскому учету» и произвести с расчетного счета в адрес ООО «Консалтинг в строительстве» авансовые платежи.

Любопытнее всего то, что по онлайн-выписке из ЕГРЮЛ директором «Консалтинга» является не кто иной, как Олег Родин, которого городской суд не так давно приговорил за мошенничество к 3 годам колонии. Карельская прокуратура тогда сообщала, что бывший руководитель строительной фирмы получил в банке кредиты для своей организации, но не собирался возвращать деньги, которых кредитная организация в итоге не досчиталась. На пару с супругой он похитил деньги, принадлежащие банку «ВТБ 24», получив кредиты на расчетные счета своих фирм по схеме овердрафта. При этом оба не собирались исполнять договорные обязательства.

Так или иначе, в судебном заседании по Фокину и Белову эта фамилия не звучала, судья Смирнов лишь уточнил, что по одному из эпизодов оба знали о том, что «Консалтинг в строительстве» никаких услуг по строительству административного здания на Калинина приобретать не будет и не собирался. Однако пара все равно создала "искусственные условия для возникновения у ООО права на исчисление налога на добавленную стоимость", гласит приговор.

В деле фигурируют два эпизода мошенничества. По мнению суда, фигуранты обманули налоговую инспекцию сначала на 4 549 576, а затем на 1 827 145, 54 «авансовых» рублей. Свет увидели две налоговые декларации от ООО «Арсик-Сервис» за второй и третий квартал 2012 года. Документы были предъявлены в инспекцию, и фирма получила деньги.

Судья Петрозаводского городского суда по делу Фокина и Белова Александр Смирнов
"Социальная справедливость восстановлена"

Экс-спикер с бывшим директором «Арсик-Сервис» ходатайствовали о рассмотрении дела в особом порядке, без судебного следствия. С этим служители Фемиды согласились, поэтому процесс надолго не затянулся. В итоге чуть «на орехи» досталось следователям. По мнению суда, Фокину необоснованно предъявили обвинение в мошенничестве с использованием служебного положения, поскольку «в описании обоих преступлений следователь нарушил Уголовно-процессуальный кодекс РФ и не указал, в чем конкретно заключается использование Фокиным служебного положения при совершении преступлений», заключил Смирнов.

- Более того, не указано на сам факт использования служебного положения, соответственно, квалификация не соответствует содержанию обвинения, - подытожил он.

Так Фокин лишился «служебного положения» и, по сути, смел рассчитывать на другие расчеты при определении наказания.

Вчера суд прислушался к чаяниям обоих фигурантов об условных сроках лишения свободы и учел ряд смягчающих обстоятельств. В частности, для Фокина таковыми стали наличие пятерых детей, полное и добровольное возмещение ущерба, признание вины и состояние здоровья. Белову же «помогли» двое детей, активное способствование расследованию, изобличение соучастников преступления, признание вины и состояние здоровья.

В последние минуты приговора у подсудимых не дрожит ни один лицевой мускул. Суд сообщает, что не находит оснований для того, чтобы признать преступления менее тяжкими, а затем уточняет, что «последствием их преступной деятельности явилось причинение государству имущественного вреда, который Фокиным полностью возмещен». Потому «социальная справедливость в этой части установлена», и фигуранты могут исправиться без реального отбывания наказания. Дети сыграли свою роль: суд считает, что небо в клеточку отрицательно скажется на членах семей Фокина и Белова и «негативно повлияет на условия их жизни».

***

Прокуратура просила у суда реального срока, однако безработный экс-спикер с арбитражным управляющим получают по 3 года лишения свободы условно со штрафом по 1 миллиону рублей каждому. Из назначенного срока Фокину можно вычесть те полгода, которые успел провести в СИЗО (а за его постоянным «закрытием»-освобождением под домашний арест журналисты в свое время даже устали следить). Белов до приговора находился под подпиской о невыезде, потому подобная математика тут не сработает.

- Если вы в течение трех лет не будете исполнять возложенные обязанности и совершите преступления, то условное осуждение может быть отменено, - грозит кивающим фигурантам судья Смирнов. - С другой стороны, если вы своим безупречным поведением докажете последующий законопослушный образ вашей жизни, то по истечении половины испытательного срока каждый из вас вправе обратиться в суд с ходатайством о снятии судимости по половине испытательного срока.

Думается, ни одному, ни второму не захочется снова примерить на себя роль обвиняемого. Фокин с Беловым кивают в ответ и после приговора расписываются в необходимых судебных бумагах. «Нет!» - говорит Фокин об обжаловании приговора журналистам и быстро покидает зал. Что ж, на нет и суда нет. Выходит, раскаялся?

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру