Пряжинские власти стали жертвой "мусорной аферы"

Питерские бизнесмены-мусорщики обманули не только пряжинских потребителей, но и собственных партнеров

Месяц назад мы уже рассказывали о симптомах социально-экологической болезни, поразившей Пряжинский район. Однако не все ее глубинные причины попали в зону внимания журналистов при проведении расследования. Завесу одной из тайн над тем, почему «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», нам приоткрыл Владислав Агафонов, имеющий непосредственное отношение к тем событиям.

Питерские бизнесмены-мусорщики обманули не только пряжинских потребителей, но и собственных партнеров
Так в середине лета выглядели контейнерные площадки в п.Чална Пряжинского района. Фото Ирины Линник

«Не зам»

Фабулу этой скандальной истории мы рассказали месяц назад. На мартовской сессии Пряжинского районного Совета Владислав Агафонов выступал в качестве заместителя директора ООО «Полигон» - фирмы, готовившейся забрать под себя местную свалку и весь вывоз ТБО. Его, с указанием должности, цитировала местная «районка». Да и было что цитировать, ведь именно тогда пряжинцы впервые услышали, какие перспективы в «мусорных делах» ждут их после прихода «Полигона». Но при личной встрече Владислав Викторович вдруг огорошил:

- Я никогда не работал в «Полигоне».

Вот те раз! Выходит депутаты и жители района были введены в заблуждение? Как же это произошло?

По словам Владислава Агафонова - а он известен в Карелии тем, что много лет продвигает различные проекты новых технологий в работе с ТБО, - в начале прошлого года на него вышли санкт-петербургские представители ООО «Полигон». И сказали: у вас интересные идеи, новые технологии, давайте с нами работать.

- Мы спросили: что конкретно делать? – вспоминает  Владислав Агафонов. – Нам отвечают: мы сейчас должны получить  в аренду полигон под Пряжей,  хотим вложить инвестиции, разработать полигон, сделать его современным и работать по новым технологиям.

И сам наш собеседник, и его партнеры, конечно «зацепились» за такое предложение. Еще бы: новые технологии в деле сбора и переработку мусора весьма плохо приживаются в Карелии, достаточно поездить по районам и посмотреть, как выглядят свалки, как нелицензированные, так и с лицензией.

- Нам, конечно, стало интересно, ведь это наша мечта, - комментирует Владислав Агафонов. - А то куда ни ткнемся, никому ничего не надо. У нас же все для новых технологий сбора мусора есть: автомобили, контейнеры (причем, можно сказать, частично антивандальные), даже линия по мусоросортировке.

Очень хорошо, резюмировали питерские собеседники. Но для начала вам надо выступить на сессии райсовета и рассказать об этих самых новых технологиях. А потом и начнется наше сотрудничество. Вот так и вышел на трибуну сессии замдиректора «Полигона», который на самом деле никогда им не был.

Абонент не может ответить…

Надо сказать, что Владислав Агафонов знает дело, о котором рассказывал народным избранникам. В частности, о заглубленных контейнерах, которые  давно и успешно используют в Европе (когда над землей торчит только крышка мусоросборника), о раздельном сборе мусора и его сортировке. А самое главное, ОН искренне верил в то, что Пряжинский район станет первой ласточкой в Карелии, где с мусором будут обращаться «по-человечески», а не «по-скотски».

- Мы счастливы были немеряно, - горько усмехается не зам директора «Полигона». -  Наконец-то люди обратились к проблеме лицом. Причем само руководство в Пряже пошло навстречу, поддерживало: давайте ребята, надо сделать! Там замечательный руководитель района - Олег Ермолаев, который всерьез хотел решить проблему сбора мусора. А если у руля стоят люди нормальные, честные, с ними можно все по уму сделать.

- По-вашему получается, что глава администрации тоже жертва в ситуации с «помойной хворью»?

- Конечно, же! Вообще, такие порядочные люди в первую очередь страдают.

Что ж, страдания действительно случились. И потерпевшими в первую очередь стали жители района. Ничего из того, что обещалось на сессии, на практике не воплотилось. Наоборот, район стало лихорадить. Появившиеся было в поселках пластиковые контейнеры через малый промежуток времени начали исчезать (о заглубленных современных никто и не вспоминал). А потом и вовсе мусор стал вывозиться с перебоями, благодаря чему контейнерные площадки стали зарастать горами отходов.    

Владислав Агафонов примерно в это же время пытался связаться с людьми в Санкт-Петербурге, с которыми до этого не раз встречался и беседовал:

- Но на наши звонки в Санкт-Петербурге перестали отвечать. Я звоню туда, сюда, куда ездил, а мне говорят: у вас там  есть начальник свалки – звоните ему. Я звоню, говорю: ребята, работать-то будем? «Будем! Привози свою сортировочную линию на свалку». А остальное? «Будем потом разговаривать».

Тут надо сказать, что сортировочная линия у компании Владислава Агафонова действительно есть. И стоит, между прочим, немалых денег. Но вот уже пять лет не используется по назначению. Попытки использовать были, интересанты – тоже, но пока все безрезультатно. Не сложилось и с Пряжей.

- Я же понимал: если установить ее на Пряжинской свалке, она может там остаться навсегда, - объясняет Агафонов. - Если это не твой полигон, никакого отношения к нему не имеешь, то все становится похожим на очередную мутную схему: я привез линию, установил, а меня туда больше не пустят. Тогда я сказал: господа, а как же наши договоренности? После этого со мной вообще отказались общаться в Питере. Обидно было до крайности!

Только комплексно

Итак, основной причиной «помойной хвори», поразившей Пряжинский район, по мнению Владислава Агафонова, стало неисполнение своих обещаний фирмой «Полигон». А на самом деле все могло быть по-другому. Если бы обещанные в Питере инвестиции пришли в район, появились бы и заглубленные антивандальные контейнеры, и мусоросортировочная линия, и раздельный сбор мусора, и даже зачастили бы в Пряжу руководители соседних районов, чтобы изучать опыт.

- Вы поймите,  Пряжа была идеальным вариантом для исполнения всех задумок по современному сбору мусора. Мы считали: наконец-то звезды сошлись… Вообще-то так дела не делаются. Понимаете, они вошли в район на таком доверии, все им помогали, потому что знали, будет переработка, новые технологии, все это впервые в Карелии. Проект замечательный, мы были на самом деле счастливы. Наконец то обкатаем все что можем, все технологии интересные… И насколько сильным было  разочарование! - резюмирует Владислав Агафонов.

Да уж, разочарование полнейшее. Вместо «новых технологий» - кучи мусора. Вместо заглубленных контейнеров – загаженная дорога на свалку. Вместо сортировочной линии – попытки через муниципальное предприятие хоть как-то исправить ситуацию. А все, пожалуй, из-за того, что мы все ждем какого-то чуда. Мол, придет кто-то издалека, вложит большие деньги – и все будет «в шоколаде». Но не получается так. Работать над решением мусорной проблемы надо постоянно и комплексно, критически относясь к тем, кто только обещает, но пока ничего конкретного не сделал. Ведь что мешало районным властям дать возможность тому же «Полигону» хоть как-то проявить себя, а уж потом давать ему «зеленый свет» на полное вхождение в район, и разрушать уже устоявшуюся схему сбора и вывоза ТБО? Обещания ведь такая штука: как давали их, так и обратно заберут. А в результате – «помойная хворь», вылечить которую быстро не получится.

Несмешные анекдоты

… Был в одном из районов Карелии такой случай. Подарили финны местным тот самый заглубленный контейнер. Обрадовались они, закопали его, а когда наполнился, выяснилось, что нет спецмашины для его опорожнения и вывоза скопившихся в нем отходов. Заказали кран, кое-как вытряхнули ТБО в мусоровоз, который не предназначен для работы с «заглубленками». И так несколько раз. А потом посчитали, во сколько выливается работа с «новыми технологиями», прослезились и выкинули пришедшийся не ко двору контейнер на свалку. Думаете, анекдот? Нет, реальный случай, и не смешной вовсе.

А вот еще пример. Помните, на набережной Петрозаводска появились контейнеры для раздельного сбора мусора? Бумагу в один контейнер, пластиковую бутылку – в другой, баночку из-под пива – в третий… Так вот, на начальном этапе «Автоспецтранс» вовремя вывозил этот уже «разделенный» мусор прямиком… на свалку, где и валил все в одну кучу. Сейчас так уже не делается, но пример поучительный. Нельзя мусорную проблему решать с наскока, вводя только один элемент из всей технологии. Только планомерно, с расчетом всех рисков имеется шанс покончить с ней.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Причины помойной хвори

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру