За обслуживание карельских дорог разворачивается экономическая война

Дорожной отрасли республики грозит глобальный кризис, а местным ДРСУ - разорение

27.10.2015 в 12:16, просмотров: 3594

При упоминании предприятия «Мост» автолюбители нервно вздрагивают. Они еще помнят, как минувшей зимой именно это юрлицо называли виновником неудовлетворительного состояния Петрозаводских дорог - а значит, косвенным соучастником аварий, случившихся на скользких и ухабистых улицах и переулках. Это же предприятие стало главным «героем» пресс-конференции, которую провел председатель Рескома профсоюзов работников автотранспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев. Но кризис на самом деле гораздо обширнее.

За обслуживание карельских дорог разворачивается экономическая война
Куда пойдут налоги с ремонта карельских дорог? Фото rosavtodor.ru

Любой ценой

В конце прошлого года директором «Моста» стал небезызвестный в Петрозаводске депутат Петросовета  Игорь Шрарапов. И один из первых его шагов на новом посту – участие в аукционе на уборку дорог столицы Карелии. «Мост» торги выиграл, снизив цену контракта на 25 процентов (почти 150 млн. рублей). Второй участник - ООО «Финэкс-Инвест» - сошел с дистанции. И это было, наверно, правильно. Ведь в прессу позднее просочилась информация, что данная московская фирма существовала чуть более полугода, занимаясь оптовой торговлей. «Мост» же, имея семь филиалов в районах, занимался содержанием дорог по всей Карелии. Смущает в этой истории одно: оправданно ли было такое большое снижение цены муниципального контракта? Ведь 150 млн. рублей – это не шутки даже для успешного предприятия. Сергей Соловьев на упомянутой пресс-конференции сказал, что уже тогда предупредил и.о. гендиректора «Моста» Игоря Шарапова о невозможности выполнения контракта из-за его жестких условий. Однако не был им услышан.

Сергей Соловьев, председатель карельского Рескома профсоюзов работников автотранспорта и дорожного хозяйства

Результат всем известен. Городские дороги прошлой зимой напоминали то каток, то деревенскую дорогу к силосной яме, то еще что-нибудь из арсенала гонщиков-экстремалов. На претензии владельцев «железных коней» чиновники мэрии заявляли, что «Мост» не справляется со своими обязанностями. Руководство ГУПа парировало, что всему виной неоплата городской администрацией уже выполненных работ. Короче, начались «дорожные войны». И как во всякой войне основными пострадавшим стали мирные граждане, то есть мы с вами.

Агент свержения

Порой можно услышать мнение, что «Мост» был «внедрен» на уборку улиц Петрозаводска как агент по свержению мэра Галины Ширшиной. Мол, улицы плохо убираются - значит, плохо работает градоначальница, весь негатив – на нее. Косвенным подтверждением данной «политической» версии можно считать желание «Моста» любой ценой заполучить трудный к исполнению муниципальный контракт. Однако при ближайшем рассмотрении такая версия выглядит несколько натянутой. Ведь фактически сейчас под угрозу банкротства поставлена работа большого государственного предприятия, работающего не только на петрозаводских, но и на региональных дорогах. Неужели отставка столичного мэра стоит такой цены?

Другую версию озвучил сам Игорь Шарапов в апреле этого года: мэрия делает все возможное, чтобы выдавить «Мост» из города, поскольку ООО «Финэкс-Инвест» (второй участник аукциона) – это аффилированная Василию Попову фирма.

Генеральный директор ГУП "Мост" Игорь Шарапов

В качестве подтверждения этой версии гендиректор утверждает, что когда данная фирма два месяца убирала Петрозаводск осенью прошлого года, она  получила за свою работу 27 млн. рублей. То есть все было выплачено ей в полном объеме.

Но и эта версия, похоже, не состоятельна. Сергей Соловьев заявил на пресс-конференции, что затраты ГУП «Мост» при исполнении пресловутого муниципального контракта составили почти 97 млн. рублей. К оплате в мэрию представлены акты выполненных работ на 67 млн., получено - всего 4,5 млн. Кроме того, мэрия заявила, что предъявит «Мосту» многомиллионные штрафы. Казалось бы - да, местная администрация выдавливает» «Мост». Но «хромота» данной версии проявляется в том, что затраты на уборку дорог «Мостом» значительно превышают суммы, предъявленные к оплате. А значит, контракт был заведомо невыгоден, и это не могло привести к снижению качества работы. Кроме того, на 1 октября по инициативе ГУП РК «Мост» не было проведено ни одного заседания Арбитражного суда по претензиям предприятия к городским властям. И это дало основания Сергею Соловьеву заявить: 

- Я считаю, что с февраля надо было судиться, если ты прав… Если работа сделана, а не подписывают акты – значит, надо идти в суд. Не идут, значит, что-то не так…

За долю малую

В суд «Мосту» все же пришлось идти, когда в июне мэрия разорвала с ним контракт в одностороннем порядке. Оспорив это решение, процесс «Мост» проиграл. Но возникает вопрос: а зачем цепляться за контракт, который, судя по цифрам и жесткости его пунктов, невыгоден предприятию? Опять политика, или дело в чем-то другом?

И тут надо взглянуть на ситуацию шире. ГУП «Мост», как уже говорилось, занимается через свои филиалы содержанием региональных дорог. К этим дорогам имеется немало претензий, но разговор сейчас не об этом. Когда в январе нынешнего года аукцион на содержание большинства из них выиграло  ООО «СК «Мир», оно стало заключать договоры субподряда с местными дорожными предприятиями. И если самостоятельные  ДРСУ (объединим этим названием все организации карельских дорожников), не являющиеся филиалами «Моста», заключили договоры на условиях 7-8 процентов оплаты генподрядных услуг, «…ГУП РК «Мост» заключило генподрядный договор на условиях 15 процентов оплаты генподряда» (из заявления карельской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства).  Это означает, что все ДРСУ платили генподрядчику 7-8 тысяч рублей с каждых 100 тысяч заказа, а «Мост» «отстегивал» по15 тысяч. А самое главное, как отмечено в заявлении профсоюзов, «факт подписания такого договора долго скрывался от сотрудников руководством предприятия, и о его заключении стало известно из сторонних источников». Выходит, руководство «Моста» действовало в ущерб интересов предприятия?

С «Миром» не вышло

Сейчас, как известно, «СК «Мир» уже не занимается автодорогами Карелии. Еще 9 июля глава Карелии Александр Худилайнен на совещании с дорожниками говорил о недопустимости сложившейся ситуации, когда «Мир» не выполняет свои обязательства. Тогда же было принято решение расстаться с ним.  Для этого были основания, ведь к содержанию региональных дорог есть претензии. В частности, в марте «Управтодор» выставил «Миру» штрафы  в размере 500 000 000 рублей. «Мир», конечно, не согласился с этим, но заказчик все равно расторг контракт в одностороннем порядке. «СК «Мир» оспорил и это решение,заседание Арбитражного суда Карелии по данному вопросу состоится в ноябре.

Тем не менее, определен уже новый генподрядчик, занимающийся содержанием региональных автодорог -  ООО «Ремстройкомплект» (РСК). И опять встал вопрос заключения договоров субподряда с местными ДРСУ. Проблема заключалась не только в проценте оплаты генподрядных услуг, но, в первую очередь, в том пункте, что данные договоры могут быть расторгнуты РСК в одностороннем порядке в любое время. А еще в суммах огромных штрафов (до 500 тыс. руб.), которые генподрядчик может предъявить дорожникам в случае ненадлежащего содержания региональных автодорог.  В общем, местные дорожники посчитали, что условия договора чрезмерно жесткие. Но ГУП «Мост» и здесь отличился, подписав такой договор без переговоров. Сергей Соловьев прокомментировал это так: «Он подписывает все подряд».

Переговоры шли до середины октября. Были сделаны определенные шаги по смягчению условий договора. Однако, как нам стало известно, после пресс-конференции, проведенной Сергеем Соловьевым, генподрядчик настоял на подписании первоначального, жесткого варианта. Может, это и совпадение, но в среде дорожников считают, что это расплата за то, что лидер профсоюза вынес сор из дорожной избы. Не подписать было нельзя, ведь в этом случае РСК заявлял, что вообще не будет привлекать местные ДРСУ к субподряду. И это заявление не было голословным. РСК действительно может справиться собственными силами на содержании региональных дорог. Во всяком случае, в этом убежден Сергей Соловьев. Как и в том, что местные дорожники не остались в стороне от субподряда лишь потому, что глава республики лично попросил об этом руководство РСК.

Случайные совпадения?

А теперь давайте обратим внимание на некоторые совпадения в городской и республиканской дорожных ситуациях. И там, и тут фигурируют жесткие условия контракта, односторонний отказ заказчика от его исполнения, оспаривание отказов в Арбитражном суде, значительные штрафы, неудовлетворительное содержание автодорог. То есть городская ситуация почти в точности повторяет республиканскую. И одно это напрочь отметает все подозрения в некоем «политическом» следе на дорогах Петрозаводска. Идет борьба бизнеса за немалые бюджетные деньги: в Петрозаводске это около четверти миллиона рублей в год, в республике – примерно 1 млрд. 200 млн. рублей. Кстати, можете посчитать, сколько генподрядчик имеет право оставить себе, всего лишь заключив договор субподряда.

И в эту бизнес-версию отлично укладывается все происходящее в ГУП РК «Мост». А там сейчас, как утверждается в заявлении профсоюзов, наблюдается «отсутствие внимания и интереса к работе филиалов, в том числе к деятельности по содержанию региональных автодорог», «квалифицированные специалисты ушли, и вся система просто рухнула по всем направлениям», «предприятие находится в огромных убытках и на грани развала»…  Если это действительно так, то призрак банкротства «Моста» обретает реальные очертания. И когда предприятие окажется в кювете, дорога к бюджетным миллионам и миллиардам будет почти полностью открыта «варяжским» компаниям. С немногочисленными самостоятельными ДРСУ будет справиться еще легче, чем с «Мостом».

По большому счету, автолюбителям все равно, кто будет обслуживать наши дороги, лишь бы они хоть немного приблизились по качеству к федеральным трассам. А вот как быть с самими местными дорожниками? В том же ГУП «Мост» трудятся примерно 650 специалистов. Куда пойдут они в случае развала предприятия? Пополнят армию безработных? И куда пойдут налоги от «дорожных» миллиардов – в бюджет республики или соседних регионов? Вопросы эти не праздные, ведь сейчас договоры субподряда с местными предприятиями держатся только на авторитете главы республики. Взбрыкнет генподрядчик - и пойдут наши дорожники по одной всем известной дороге…