Против чего протестуют дальнобойщики

Мы подсчитали, сколько теперь должен потратить карельский водитель «большегруза», чтобы продолжать работать

Очередная акция протеста дальнобойщиков, прошедшая в Петрозаводск 19 ноября, может стать началом глобальных политических перемен в стране. Фактически на грань выживания ставится отрасль бизнеса, в которой задействованы миллионы людей. Возмущение вызывает даже не то, что именно сделано, а как это сделано. А когда в нашей стране возмущаются миллионы, это заканчивается плохо.

Мы подсчитали, сколько теперь должен потратить карельский водитель «большегруза», чтобы продолжать работать
Если дальнобойщикам не дадут ездить, они выйдут с политическими лозунгами, как это было с шахтерами

Частный монетоприемник

Карельские дальнобойщики выходили на акции протеста уже дважды - 11 ноября этого года, а потом 19-го. Причем в последний раз ситуация едва не вышла из под контроля. Похоже, это понимают и силовые структуры - судя по тому, что впоследствии ГИБДД крайне неохотно комментировали происходившие на Кукковке события. 

В общем и целом водители выступили против системы "Платон" - по их мнению, очередного «побора», который устанавливал 3,5 рубля платы для проезда машин весом боле 12 тонн за каждый километр дороги. Позже чиновники были вынуждены смягчить условия, и снизили ставку до 1,5 рублей.

Так что же представляет собой этот самый «Платон»? Как объясняется на его официальном сайте, это система, которая «…обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». В фуре устанавливается специальное бортовое устройство, которое через спутник передает все данные о движении автомобиля. В зависимости от километража высчитывают оплату, которую должен внести владелец за урон, причиняемый его тяжелой машиной федеральным трассам.

Интересно то, что хотя идея оплаты принадлежит российскому Правительство РФ и оформлена соответствующим постановлением, система ее взимания отдана в частные руки.  Контролирует сбор денег компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Одним из ее совладельцев (а по другим данным – единственным настоящим владельцем) является Игорь Ротенберг, сын близкого Путину олигарха Аркадия Ротенберга. За неустанный труд по сбору денег фирма будет получать от государства свыше 10 миллиардов рублей в год.

Дорогая дорога

Для того, чтобы понять, каким ударом окажется для дальнобойщика введение нового побора, подсчитаем его расходы/доходы. Речь идет о частных предпринимателях – водителях, управляющих собственной фурой, получающих прибыль и, соответственно, несущих определенные траты.

Наш консультант – водитель из Костомукши, назовем его Александром. Последнее время он возит грузы в Москва. Занимает такой вояж четыре-пять дней: полтора суток туда, столько же обратно, день на разгрузку. Приехал, пару дней отдохнул – и снова в рейс. Таких вояжей в месяц – четыре, максимум пять.

Считаем по минимуму. Три тысячи километров до столицы и обратно – это около 800 литров солярки по 35 рублей за литр, за месяц набегает более чем на 110 тысяч рублей. Через каждые 200 тысяч километров, то есть раз в два года, нужно менять резину – 12 колес по 20 тысяч рублей (в среднем) каждое. Несложно подсчитать, что в месяц это примерно 10 тысяч. Минимум раз в год техосмотр за 45 тысяч рублей – еще 3700 «деревянных» в месяц, немногим меньше дорожный налог и страховка. Таким образом, прямых затрат на производство у владельца фуры уходит минимум 130 тысяч рублей в месяц – и это не считая расходов на запчасти, автомобильные жидкости, инструменты…

Теперь вопрос: как должен работать дальнобойщик, чтобы оправдать эти расходы, что-то заработать на жизнь, да еще и отложить, потому что машина стареет, и рано или поздно ее нужно менять? А теперь еще к этому добавились и платежи «Платону», у Александра они составляют 3600 рублей за рейс – это после снижения аппетитов Минтранса, когда сумма упала с 3,7 рублейза километр до полутора рублей. Но это «счастье» продлится лишь до марта, затем цифра вновь подскочит до 3 с лишним рублей.

Но и это еще не все. Ни для кого из профессионалов не секрет, что система «Платон» пока изрядно «глючит», а самих приборов на всех не хватает. В минувший понедельник на съезде «Опоры Россия» глава российского Центробанка Герман Греф открыто назвал процесс введения системы недопустимой. «Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении", - цитирует Грефа Интерфакс.

При этом с будущего марта нарушителей правительственного постановления ждут весьма серьезные штрафные санкции: 5 000 рублей с водителя, 40 000  - с должностного лица, а фирма-перевозчик будет оштрафована на  450 000 рублей. 

А в довершение всего в сфере грузоперевозок оживился криминал: после 15-летнего перерыва на дороги вернулись бандиты...

По мнению Александра, чтобы в таких условиях вести бизнес, нужно либо увеличить количество рейсов, пренебрегая техникой безопасности и ПДД, либо возить оружие и наркотики. Впрочем, перевозчики уже приняли решение, как компенсировать дополнительные расходы: они просто вобьют их в цену своей услуги. А заказчик, естественно, переложит все на плечи покупателя – наши с вами плечи.

Политический момент

Пока скандал с дальнобойщиками большинством населения рассматривается как сугубо экономический: в верхах опять не поделили народные деньги. Разве только одиозный депутат Евгений Федоров, прославившийся рядом, скажем так, неоднозначных заявлений, уже обвинил в организации протестов правительство США. Впрочем, тот же Федоров считает, что песни Виктору Цою также писали в Голливуде, так что считать его заслуживающим доверия источником вряд ли приходится. Хотя даже Федоров отметил, что принятие нового налога – а побор с дальнобойщиков по сути таковым и является – идет вразрез с декабрьским Посланием президента Федеральному Собранию, в котором Владимир Путин предложил не менять в стране налоговые условия ближайшие 4 года.

Но если посмотреть на ситуацию шире и вспомнить историю, то проблема встает куда острее. Пока Минтранс вроде как пошел на уступки водителям «большегрузов». Но дальнобойщики уже назвали это профанацией и «истерикой», а главное – высказали намерение продолжить протесты. И вот уже водители большегрузов из Закавказья готовят марш на Москву: по сведениям «Новой газеты», его старт запланирован на 30 ноября.

Вам это ничего не напоминает? А мне даже очень: шахтерские выступления начала 90-х, которые в итоге привели к распаду СССР. Но есть и разница. Во-первых, дальнобойщиков больше, и они мобильнее – просто в силу профессии. А во-вторых, если шахтеры стучали касками по асфальту, то водители обычно в стрессовой ситуации берутся за монтировки. И по каким поверхностям начнут стучать они, я боюсь даже предположить.

СПРАВКА "МК" в Карелия"

Согласно официальной статистике, система «Платон» распространяется на 50 774 километров федеральных трасс, а бортовые устройства должны быть установлены на без малого 2 миллиона транспортных средств – грузовиков массой свыше 12 тонн

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Против чего протестуют дальнобойщики

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру