Политшахматная фигура: ПриКрасная чета Степановых

Как семейная пара превратилась в политический тандем

Играть в политшахматы в паре с супругой у нас в Карелии как-то не принято. Примеров тому раз-два  и обчелся. Один из них – Лариса и Александр Степановы, в настоящее время легкие фигуры нашего парламента. Цвет у них… С этим сложновато. Они не красные, поскольку не имеют членских билетов КПРФ, но в то же время состоят в коммунистической фракции, то есть находятся при красных. Так что можно сказать, что цвета Степановы «прикрасного». 

Как семейная пара превратилась в политический тандем
Атакующий фронт, крепкий тыл - что еще нужно, чтобы встретить выборы?..

Назло запретам

Недавно Александр Степанов написал в своей группе в социальной сети:

«Забавно наблюдать, как карельские СМИ, зарабатывая бабло перед выборами, публикуют подряд самые тупые пиаровские тексты разных партий и будущих кандидатов. Назвать свободой это сложно, так как на ряд других личностей, в том числе и тов. Степанова, в большинстве СМИ перед выборами наложен полный запрет».

Вроде и невинный такой пассаж (если не обращать внимания на вульгаризмы) - но посмотрите, какая обида и самомнение! Так и видишь грозного политшахматного судью, машущего указательным пальцем журналистам: «Про Степановых ни гу-гу!». Но нам начхать на все запреты (вымышленные или реальные), назло им проследим занятный путь Александра и Ларисы на карельской политшахматной доске.

В ряды КПРФ товарищ Степанов вступил в далеком 1996 году. Тогда ему было всего 25 лет и проживал он в Олонце. За его плечами была служба в армии, работа  простым трудягой на нижнем складе Олонецкого леспромхоза и кочегаром местной котельной, очно-заочная учеба на историческом факультете ПетрГУ, преподавание истории в школе. В том же году он связал себя узами брака с Ларисой. Уже будучи коммунистом, товарищ Степанов в 1997 году был принят корреспондентом в штат районной газеты «Олония». Возможно ли было при такой историко-рабочей-журналистской биографии избежать соблазна сыграть в настоящие политшахматы? Нет, конечно! И для начала Александр становится депутатом Олонецкого районного совета.

Через год Олонецкий район возглавил ныне опальный «яблочник» Василий Попов. И через некоторое время Александр Степанов, вместе с другими депутатами, вступает с ним в открытую борьбу. Не вдаваясь в подробности тех давних игр, скажем лишь, что в 2002 году Попов, не выдержав атак на него, ушел в отставку, а Степанов в том же году пошел на штурм карельского парламента при поддержке движения «Согласие-40». Факт довольно любопытный, поскольку костяк данного объединения составляли кандидаты от  «Единой России», а курировал его сам политшахматный король Карелии Сергей Катанандов.

Как мог коммунист, лидер Олонецкого отделения НПСР (Народно-патриоточеский союз России – объединение, созданное 7 августа 1996 года политическими партиями и общественными организациями, поддержавшими на президентских выборах Геннадия Зюганова) пойти на столь откровенный партийный мезальянс? Да элементарно. Нужно просто учитывать специфику провинциальных политшахматных  игр. Если ты хочешь пробиться на более высокий уровень, перейти в высшую лигу, то без тугого кошелька или влиятельных покровителей не обойтись. А какой толщины может быть портмоне у журналиста «районки»? Не толще бумаги, на которой пишет. Но, как оказалось, данный ход начинающего политшахматиста Степанова оказался нерезультативным. Он проиграл выборы в ЗС, отстав от лидера Алексея Андрейко (шел от «Яблока») почти на 500 голосов. И стал даже не вторым, а третьим. Провал очевиден, особенно если учесть, что за год до этого на выборах в райсовет 2001 года Степанов стал безусловным победителем, за него проголосовали 82,41 %  избирателей, участвующих в голосовании.

А как же Лариса Степанова? Она в то время учительствовала: преподавала детям математику, и ни в каких политшахматных баталиях не участвовала.

Хороший старт

Справедливости ради отметим, что сближение с «ЕР» в 2002 году было единственным в карьере Александра Степанова. А еще обратим внимание на то, что его проигрыш принес-таки ему хорошие дивиденды. Провинциального политшахматиста заметили и направили на учебу в Московский Институт политических технологий при РУИ. Направляла, конечно, КПРФ.

Два года учебы – и товарищ Степанов становится политологом, мастером политшахмат. И в мае 2004 года карельские коммунисты избирают его вторым секретарем Карельского рескома КПРФ. Однако даже удачная игра на внутрипартийной доске уже не удовлетворяет Александра Степанова. Хочется большего. В 2006 году он идет на выборы в парламент Карелии, опять в Олонецком округе. Занимает только 4-е место. Результат хуже, чем в прошлый раз. Если в 2002 году за него проголосовали 1378 избирателей, то через 4 года – только 615. Но парламентский мандат Степанов все же получает – прошел по партийному списку, в котором занимал третье место.

В 2011 году ситуация повторяется. Проиграв в одномандатной игре (на этот раз не в Олонце, а в Петрозаводске), Степанов становится депутатом ЗС по партийному списку.

Впрочем, 2011 год не совсем обычен для него. В этом году в политшахматную игру включается его супруга Лариса (даже удивительно, как долго она лишь присматривалась к ней - с таким-то мужем). И ее первый выход сразу ознаменовался скандалом. Суть проблемы: расхождения в протоколах избирательной комиссии по подсчету голосов. Степановы настаивали, что итоги выборов сфальсифицированы, и только благодаря этому победителем стала Ольга Залецкая, шедшая от «Яблока». Лариса Степанова обратилась в суд по этому поводу, но проиграла (суд счел случившееся досадной ошибкой). И все бы ничего, но настораживает один момент: и избирательная комиссия, и прокуратура настаивали в суде, что в пересчете голосов нет нужды. Хотя, согласитесь, именно пересчет снял бы все вопросы еще до суда. Впрочем, не будем ворошить старые бюллетени. Тем более, что пока шли судебные заседания, Лариса Степанова выиграла одномандатные выборы в парламент по Береговому округу. Выиграла убедительно, обойдя ближайшего соперника чуть не тысячу голосов. Вот так в карельском парламенте появилась чета Степановых.

"Шли бы вы…"

А дальше стало еще интереснее. Александр Степанов пал жертвой внутрипартийной схватки. Об этом мы уже писали подробно в обзоре «Коммунистическое жертвоприношение», поэтому повторяться не будем. Скажем лишь, что в результате Степанов лишился всех постов в рескоме КПРФ. Чуть позже, 30 января 2013 года, его исключили из партии с формулировкой за «антипартийную деятельность», освободив заодно и от должности вице-спикера в парламенте. 

Нельзя сказать, что такой исход был вовсе неожиданным. Фигура Александра Степанова давно вызывала раздражение в среде московских партийных ферзей. Приведем лишь один факт: в 2009 году товарищ Степанов был рекомендован региональной партконференцией кандидатом в члены ЦК КПРФ. Но не стал им, поскольку кадровая комиссия ЦК не пропустила его. Кандидатуру Степанова даже не выносили на голосование делегатов 13 съезда. Представляете, какой удар для молодого и амбициозного политшахматиста?! В том же году Александр Степанов написал заявление с просьбой освободить его от обязанностей секретаря рескома, но соратники, по его словам, уговорили забрать заявление назад.

Причины раздражения старших товарищей понятны. Степанов всегда отличался непримиримостью и невоздержанностью в подборе эпитетов в спорах. Еще в 2007 году на встрече с олончанами он обронил фразу о том, что «республиканская власть быстрее реагирует на те проблемы, которые сопровождаются скандальными событиями вроде кондопожских». И получил за это обвинение прокуратуры в экстремизме. В том же году после партконференции он попал в телесюжет, когда с партийцами отдыхал на набережной в Петрозаводске и послал в известное место оператора, их снимавшего. В 2010 году в своем блоге Степанов резко прошелся по своему коллеге-депутату Вячеславу Романову, за что его парламент лишил слова на 5 заседаний, а также известил руководителя КПРФ Зюганова о неприличном поведении члена компартии. Правда, в суде Александр Степанов отстоял свое право выступать в ЗС, но Зюганову-то нужны такие письма из регионов? В прошлом году Александр позволил себе (опять же в сети Интернет) назвать некоторых журналистов «шавками», а партийных конкурентов «сволочами». Короче, со Степановым весело, пока тебя самого это не коснется. Бывших соратников по КПРФ коснулось. После исключения из партии он не дает им прохода, не особо стесняясь в выражениях (из свежих: «лицемерие и бюрократизм», «ЗАО «КПРФ», «карельские зюгановцы» и т.д. и т.п.).

Женское начало

А как же Лариса Степанова? Она в скандалы и препирательства мужа публично не вмешивалась, и продолжала играть в политшахматы. В 2013 году выдвинулась кандидатом в мэры Петрозаводска от «Российской партии пенсионеров за справедливость». А что, вполне могла себе позволить это, так как в КПРФ никогда не состояла, только в парламентской фракции. С коммунистами же, «побившими» на партийной доске ее мужа, она, понятное дело, в одну игру играть не захотела. Думается, они тоже.

Выборы городского политшахматного короля Петрозаводска были острыми. Но фигура Ларисы Степановой осталась малозаметной. То ли сказалось отсутствие поддержки коммунистов, то ли еще что-то, но выступила она в них крайне неудачно, набрав всего 3,53 процента голосов избирателей (для сравнения: на выборах в ЗС двумя годами раньше она набрала 30,29 процента). Впрочем, красный выдвиженец от КПРФ Алексей Яблоков выступил тоже не здорово – всего 4,63 процента голосов.

Парный танец

Теперь о перспективах четы Степановых. Они, безусловно, пока остаются в игре, и непременно будут участвовать в предстоящем выборном турнире-2016. Играть будут за команду  «Российского Объединенного Трудового Фронта» (РОТ Фронт). Партия малозаметная в Карелии, но в России уже известная. Она составляет конкуренцию КПРФ, считая себя по-настоящему красной. Так что Степановы не меняют кардинально свой политшахматный цвет, как у нас теперь достаточно часто случается. Рассчитывают ли на победу? А как иначе! Нет такого политшахматиста, который бы в начале партии не считал себя победителем. Другое дело, хватит ли у них для виктории сил, опыта и авторитета в народной среде.

В их актив можно записать много акций, публичных и не очень: попытка возвращения через суд выборов мэра Петрозаводска, защита в Госдуме законопроекта об обязательной индексации зарплаты, заступничество за жильцов в борьбе с «Невским Пассажем», постоянную атаку на закон о капремонте, и еще многое другое. Такое активное присутствие Степановых в информационном поле вселяет в их потенциальных соперников неуверенность в исходе борьбы с ними. И все же кто-то рискнет сразиться с ними. Так что игра предстоит жесткая. Но Степановым не привыкать, отступать они не будут, поскольку не умеют этого делать.  И действовать будут в паре. Кто играет в шахматы, знает, что две легкие фигуры (два слона, или конь и слон) могут поставить мат королю. Получится ли у Степановых это на практике – говорить рано. Одно точно: их нишу в Заксобрании вряд ли кто сможет занять. Не найдется таких фанатиков политшахматных игр.

Кстати, знаете, как отличить фанатика классических шахмат от просто игрока? На этот вопрос очень точно ответил американский шахматист, журналист и писатель Билл Уолл: «Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты берешь в туалет шахматный учебник и забываешь туда пойти». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: ПриКрасная чета Степановых

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру