Погодные условия
Мы сидели на веранде Морского центра клуба «Полярный Одиссей» с его президентом - «Адмиралом» Виктором Дмитриевым. Погода стояла приблизительно такая же, как накануне трагедии на Сямозеро: солнышко, тепло, легкий ветерок и небольшие тучки.
- Что скажешь о погоде? Ты же бомбардир, – вдруг спросил Виктор.
Я действительно бомбардир клуба, яхтсмен.
- Ветер южный, меняет силу и направление. Из-под тучек может хорошо дунуть и полить дождем.
- Вывод, если ты за рулевой?
- В зависимости от типа судна. С килем - пойду навстречу шквалу или, наоборот – по ветру, но ни в коем случает не поведу судно в галфинд – боком к волне. А еще «прокручу» в голове карту: поищу островок-убежище.
- А на рафте?
- Упаси Боже вообще выйти в озеро! Он же – плоская «ватрушка» для сплава по рекам, а на открытой воде при ветерке в три балла – практически неуправляем.
- А вот здесь ты не прав, - заметил Дмитриев. – Рафт – тот же ПСН - спасательный плот, надежное средство передвижения.
- Пусть так, но люди, которые им управляли…
- Накажут! Всех – кто рулил, кто допустил, кто не проконтролировал. Но дело не в этом. Людей у нас заставили, - граждан великой морской державы! - заставили бояться воды, как какого-нибудь бедуина пустыни.
В своих рассуждениях Виктор Дмитриев всегда парадоксален, в оценках и решениях. Я знаю его уже более 30 лет, и все это время не только не переставал удивляться этой его особенности, но и, признаюсь, не верил во многие его проекты.
Виктор Дмитриев
Водная стихия для нашего Адмирала – смысл жизни, а девиз: «Соединим моря, берега и народы!» - его воплощение. С 80-х годов он строил копии старинных деревянных судов и отправлялся в экспедиции. Кто мог поверить, что Виктор «со товарищи» доберется на парусно-гребных лодьях до Святой земли, его коч «Помор» станет первым советским, но уже частным судном, достигшим сначала Шпицбергена, а потом Аляски? И ни одного серьезного происшествия на всех трех десятках построенных им судов. Добавлю: «абсолютно ненадежных», с точки зрения профессиональных моряков. Поэтому я ждал его взгляда на причины сямозерской беды.
«Мы строили лодки, и лодки звались...»
- Вот ты в юности занимался парусным спортом и знаешь, что еще к концу 60-х годов при Петрозаводской школе ДОСААФ, кроме парусной, существовали секции байдарочников, водномоторников, водолазов, морских многоборцев, - напоминает Дмитриев. - Сотни людей общались с водой. И тут же лодочная станция: в хороший день очередь за двух- или четырехвесельными «фофанами» стояла. А этих лодок было пять десятков.
В прошлом году мы возродили станцию проката лодок в устье Неглинки. И что наблюдаем: девушка хочет прокатиться, а парень боится, потому что не умеет грести.
Да что там «штатские»! В той же Морской школе у курсантов нашего речного училища были парусно-гребные шлюпки – ялы. На них они отрабатывали технику прямого общения с морем, в том числе спасения людей. А теперь? Они ни паруса не поставят, ни с веслами управляться не обучены. Пусть у моряка хоть диплом штурмана дальнего плавания, он не смог бы грамотно сориентироваться в той критической ситуации.
И вот случилась трагедия. На сегодняшний день уже известно: водные детские походы временно запрещены. Для перестраховки не разрешат детям даже вступать в воду. Я уверен – на долгие годы. Потому что чиновникам так легче жить.
Но сложившейся ситуации могло бы не быть. Еще в конце 90-х годов, задолго до экстрим-телешоу типа «Остров», наш клуб уже опробировал программу подготовки тинэйджеров к выживанию в экстремальных ситуациях «Полярные Робинзоны». Мы высаживали ребят на необитаемые островки Белого моря с минимальным запасом продуктов и предметов. И под неусыпным, но незаметным для участников, контролем они проводили в одиночестве две недели. Эти парни и девчонки прошли хорошую школу, и я знаю, что некоторые из них потом стали профессиональными спасателями. Но не у нас, в Карелии, потому что чиновникам вскоре надоело «нянчится» с детьми. Как и содержать Клуб юных моряков, поддерживать нашу школу юных корабельщиков и мореплавателей. А когда начался бум походного экстрима, Карелия стала лишь тренировочной, я бы сказал, "сырьевой" базой для громких экспедиций московских походников.
Чиновники рады: Карелия гремит по всем СМИ - Шпаро, Конюхов у нас готовятся к рекордам! Их нижайше просят: приезжайте еще. Еще бы, всю ответственность организаторы этих лагерей берут на себя, случись чего – «умоем руки». А то, что в республике уже давно мог бы быть свой Всероссийский центр подготовки инструкторов экстремального туризма и, прежде всего, водного, никто из них не вспоминает.
«Мы должны» - не означает «сейчас»
Виктор прав. На каждом этапе развития клуба он старался привлекать детей. Они строили лодки (если директора позволяли, даже в школе), изучали историю деревянного судостроения, ходили в небольшие походы, получая элементарные навыки поведения на воде. Но каждое такое начинание неизбежно угасало из-за всевозможных ограничений, имеющихся в бездонных запретных арсеналах нашего «заботливого» чиновничества. А он, карельский Дон-Кихот, вновь бросался на ветряные мельницы бюрократии. И в ответ слышал: «Правильно! Мы должны гордиться, чтить, быть верными идеалам!» Но слово «должны», в данном контексте, не имеет отношения к настоящему…
- Чиновники разрушили то, что завещал нам Петр Великий – быть морской державой, - «заводится» Адмирал. – Он видел флот пирамидой, на вершине которой – ВМФ, ниже - грузовой, пассажирский, а ее основание – многочисленные маломерные суда.
Президент Дмитриев рассказывает президенту Ельцину о проблемах маломерного флота. "Помогу, чем могу", - ответил Борис Николаевич. Остров Кижи, 1997 год.
Ты был в наших походах: сколько катеров, яхточек шастают вдоль всего побережья Европы! А когда идешь вдоль Кольского полуострова: угрюмое запустение и сплошные запретные зоны. Однажды нас даже обстреляли свои же «погранцы». И вот норвежские воды: суденышек, как гуляк на празднике. На них рыбаки, отдыхающие семьи, туристы…
А туризм - это бизнес. Посмотри на дореволюционные фото Петрозаводской пристани: уйма лодок. Их владельцы занимались извозом. И в недавние 50-е годы, пока не поставили понтонную переправу в Соломенном, горожане, не ожидая парома, пользовались услугами лодочников.
Лицензия на жертву
Мы – те же самые лодочники. Но вот в 2001 году чиновники и депутаты изобрели «Кодекс внутреннего плавания» - высший пилотаж бюрократической мысли, оторванной от реальности. Если следовать его букве, то деревенского мужика, владельца обычной «кижанки», решившего свозить туриста на рыбалку или перевезти приезжего на другой берег «за рупь», следует привлекать к административной ответственности.
Не буду утомлять подробностями, но, согласно этому Кодексу, организация такой услуги выливается в необходимость регистрировать свое судно в Речном реестре как пассажирское, покупать лицензию, тратить не десятки - сотни тысяч рублей.
Законодатели говорят: этот документ написан кровью, море ошибок не прощает. Намек на аварии нашего теплохода «Булгария» и итальянского парома «Коста Конкордиа». Но причем тут Регистр и лицензия - эти аварии совершили капитаны с дипломами. Один - пьяный, другой - самоуверенный.
В ДТП в России гибнут по 30 тысяч человек в год, а по данным ГИМС на воде число таких ЧП исчисляется нескольким десятками. Где крови больше? Но и на суше, и на воде виноваты не транспортные средства – люди. С ними надо прежде всего работать.
А Кодекс оказался таким несуразным, что его давно обошли. Нельзя возить пассажиров без лицензии – будем называть их «гостями-приятелями» капитана. Турфирмы стали заносить водные походы в пакет «все включено» - лицензии не требуется. И в программу «Парк-отеля «Сямозеро» наверняка было включена такая услуга.
Что получается в итоге? Закон запрещает судовладельцу без лицензии возить пассажиров за плату, но одновременно он не запрещает, чтобы их возили бесплатно, как гостей. А тонут и те и другие. Вывод ясен: регистрация и лицензирование ничего общего с заботой о людях не имеют. Это была очередная неуклюжая попытка чиновников пополнить казну.
- Так как же назвать депутатов и чиновников, годами создающих препоны и запреты развитию маломерного флота, водного туризма – фундамента главного достояния России – Военно-Морского флота? – вопросил Виктор.
Я уже знал ответ. Он прозвучал на недавно прошедшей научной конференции в Петрозаводске, посвященной 38-лению клуба и 70-летию самого Адмирала. Тогда Виктор Дмитриев, в сердцах резанул в присутствии местных чиновников, включая министра:
- У меня создалось впечатление, что эти российские чиновники и депутаты состоят на содержании у… американского ЦРУ и являются его агентами. Только в этом качестве они так изощренно могут гробить Россию.
Адмирал тогда сорвал бурю оваций. А до роковых событий на Сямозере оставались ровно сутки.
…Возвращаясь с встречи с Дмитриевым, я едва успел запрыгнуть в троллейбус, как налетел предсказанный шквал с дождем. «На автомате» подумал: будь я в озере на своем швертботе, проходя траверз проспекта Ленина, обязательно бы потравил (ослабил - ред.) паруса. «Фишка» в том, что улицы, спускающиеся к озеру, при ветре южных румбов становятся как аэродинамические трубы, усиливая воздушные потоки. Зазеваешься – оверкиль (переворот судна вверх килем – ред.) неизбежен.
Но подсказать эту местную особенность погоды и рельефа некому. Озеро, как всегда, пустынно.
Фото из архива клуба "Полярный Одиссей"