Как ведущий джаз-музыкант СССР создавал Симфонический оркестр Карелии. Часть первая

Прототип главного героя фильма "Мы из джаза" жил в Петрозаводске на ул.Ленина

В 2019 году Карельская государственная филармония отметит свой 80-летний юбилей. Кроме прочих торжеств, ее сотрудники решили подготовить к этому событию книгу об истории филармонического искусства в республике. Не для библиотеки или подарков, а для своих слушателей - живую историю людей и эпохи, связанных воедино. Но в виду остаточного принципа финансирования культуры в нашей стране, книгу решили подготовить при поддержке и на средства поклонников. Эта публикация - посильный вклад редакции газеты в создание энциклопедии карельской музыки. 

Прототип главного героя фильма "Мы из джаза" жил в Петрозаводске на ул.Ленина

Максим Горький и фаллос

«Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек - раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом».

Эти строки напечатал в 1928 году в газете «Правда» Максим Горький. Годом раньше в Ленинграде Леопольдом Теплицким был создан «Первый концертный джаз-банд». Не о нем ли так гневно говорил «великий пролетарский писатель»?

 Леопольд Теплицкий.1920-е годы

Большинство читателей наверняка смотрели фильм «Мы из джаза» и помнят, как молодой энтузиаст пытался внедрить «чуждую» музыку в народные массы. Безуспешно -  до тех пор, пока не появилась негритянская певица. И тут к нему пришел успех. Но мало кто знает, что этот незамысловатый сюжет взят из жизни конкретного человека - Леопольда Яковлевича Теплицкого, чье имя  увековечено на памятной табличке, установленной на стене одного из петрозаводских домов.

С чего начинается джаз

По скупым строкам официальной биографии Теплицкого трудно рассказать об этом удивительном человеке, поэтому, мы попробуем передать дух эпохи, в которой он жил. Мальчик Лео родился 11 марта 1890 года в семье мещанина - в городе Екатеринослав Киевской губернии, который в СССР называли Днепропетровском, а в современной Украине теперь именуют Днепро.

Слово «мещанин» для советского человека, да и для нынешнего поколения, ассоциируется с чем-то вроде фикуса, слоников, рюшечек - словом, безвкусицей... Но накануне революции это сословие в России представляло цвет нации - нарождающийся средний класс, о необходимости которого сегодня мы уже даже перестали говорить. Как покажет время, мещанин Леопольд получает хорошее начальное образование: учится музыке, познает иностранные языки, а в 1915 году, окончив музыкальное училище в Харькове, поступает в Петроградскую государственную консерваторию сначала на класс фортепиано, а затем - теории композиции и дирижерского искусства.

Уже во время учебы в консерватории Теплицкий подрабатывал тапёром. Казалось бы, кто такой тапёр для современного человека: музыкант с папироской во рту «лабающий» незатейливую мелодию во время демонстрации немого кинофильма. Но в эпоху зарождения кинематографа - «Великого немого» - эта профессия была настоящим искусством. Под «электро-театры», как тогда называли кино, отдавали свои площадки такие роскошные развлекательные заведения, как «Эрмитаж», «Люкс», «Гранд» и даже Петроградская филармония. И немые фильмы сопровождал не пианист-одиночка, а целые симфонические оркестры. Одним из таких руководил Леопольд Теплицкий. Студент экспериментировал: в 1921 году во время показа американской исторической драмы «Intolerance» («Нетерпимость») в зале филармонии численность его оркестра составила 75 человек! Разве это звучание можно сравнить с пресловутым электронным Dolby Digital?

Большевики, как известно, считали кино самым доходчивым, а, значит, массовым искусством. И в 1926 году талантливый тапёр-дирижер был отправлен в Северо-Американские Штаты в город Филадельфию за опытом: «для изучения музыкальной кино-иллюстрации», как написал он сам позднее. И снова скупые строки биографии: «В США Л.Я. Теплицкий стажировался в оркестре Пола Уайтмена».

А этот самый Пол в то время считался одним из королей джаза. Получив музыкальное образование как классический скрипач, он, пройдя волею судеб управление военно-морским оркестром США, в 20-х годах создал свой танцевальный оркестр, чьи ритмы вроде «Japanese Sandman» очаровали Америку. Но классическое образование берет свое: достигнув успеха, Уайтмен нанимает в свой джаз-банд лучших и притом белых музыкантов, что делало «музыку черных» демократичнее. Он становится одним из создателей симфо-джаза, и его оркестр впервые в 1924 году исполнил знаменитую «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Теперь понятно, у кого стажировался Леопольд Теплицкий?

«Черная дива»

В 1927 году Теплицкий вернулся в Ленинград, и под влиянием полученных за океаном знаний создал свой симфо-джаз-оркестр, получивший название «Первый концертный джаз-банд». Предваряя неведомое для советского человека шоу, выступил, как сообщали газеты, некто Иосиф Шиллингер с лекцией «Джаз-Банд и музыка будущего». Потом его, как и Теплицкого, освистала советская пресса, в том числе «пролетарский» сын композитора Римского-Корсакова музыковед Андрей Николаевич, отметив, что это выступление «как нельзя более по вкусу жирующему и фокстротирующему буржуазному обществу».

А о Шиллингере, так поддержавшем Теплицкого, тоже нельзя не рассказать. Еще до скандального выступления он был создателем Эстрадно-симфонического оркестра Украины - прообраза первого в мире коллектива профессионалов, играющих симфо-джаз. Но не на Украине, не в России его не оценили, и в 1929 коду вместе с со свои другом музыкантом Львом Терменом Шиллингер был вынужден эмигрировать в Америку. В Новом Свете Шиллингер стал учителем Джорджа Гершвина, Гленна Миллера и Бенни Гудмена, а Термен изобрел «терменвокс» - первый в мире бесконтактный музыкальный синтезатор на основе электромагнитных излучений.

Первый концертный джаз-банд Теплицкого имел огромный успех в СССР. Следуя своему учителю Полу Уайтмену, он набрал в оркестр профи: преподавателей консерватории и музыкантов из симфонических и духовых оркестров. В 1927 году прошло большое турне по стране, а 11 декабря в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт с участием чернокожей певицы Коретти Арле-Тиц. Той самой, что в фильме «Мы из джаза» стала прототипом (почему-то кубинской) джаз-дивы Клементины Фернандес.

Вообще-то, ее звали Коретта Альфред и родилась она в Нью-Йорке. Обладая хорошим лирико-драматическим сопрано, она в начале прошлого века выступала сначала у себя на родине, затем в Европе. В 1903 году Коретта приехала в Россию и вышла замуж за пианиста Бориса Тица, получила консерваторское образование, пела классику, но негритянская душа тянулась к джазу. Так в 20-х она встретилась с Теплицким.

А в кино Каретта Арле-Тиц снялась, но в другом. В 1936 году в фильме «Цирк» она исполнила маленькую роль чернокожей няни ребенка Мерион Диксон, героини Любови Орловой.

Первый концертный джаз-банд продолжал с триумфом гастролировать по стране до осени 1930 года, пока 6 октября Теплицкого не арестовали по зловещей 58-й статье УК СССР…

Окончание следует

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Первый джазбандит

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру