Что скрывает Карелия в своих недрах

Мы продолжаем серию интервью о редкоземельных металлах нашего края и их возможном использовании

В прошлый раз мы говорили о том, что такое "редкие земли" и какова область их применения. Сегодня наш собеседник - ведущий научный сотрудник Института геологии КарНЦ РАН Василий Иващенко - объясняет, будут ли добывать в республике уран, а также золото и другие ценные элементы.

Мы продолжаем серию интервью о редкоземельных металлах нашего края и их возможном использовании
Редкоземы изучают и на компьютере

- Что из редкоземельных металлов может "предложить" Карелия?

- Начнем все-таки с того, что есть в России. У нас богатая сырьевая база редких металлов, от 15 до 30 процентов мировых запасов. И в то же время - слабо развитая инфраструктура, прежде всего недостаток дорог, энергообеспечения, а также - и это немаловажно - суровые климатические условия. Все это препятствует быстрому освоению уже разведанных месторождений на севере Сибири или на Дальнем Востоке.

В Карелии, и об этом иной раз с упоением пишет ваш брат-журналист, есть почти все. Редкометалльные рудные объекты представлены месторождениями ванадия, бериллия, урана, и рудопроявлениями - то есть не столь значительными по объемам или недоизученными, недоразведанными – индия, рения, необия, тантала, церия, лития, лантана, скандия, иттрия. Думаю, уже впечатляет? Боле того, наши ванадиевые и урановые месторождения являются единственными в европейской части России, все остальные сосредоточены за Уралом. А по прогнозным ресурсам индия разведанные на олово Питкярантские рудники являются месторождением мирового класса – более двух тысяч тонн индия.

Но, как я уже говорил, редкие элементы часто являются сопутствующими в месторождениях более распространенных металлов. Содержание их бывает различным: например, ниобия в рудах бразильских карбонатитовых месторождений - 2,5, а в нашем Ловозерском на Кольском полуострове - всего 0,24 процента. Естественно в этом случае ловозерскому ниобию очень сложно конкурировать на международном рынке. А ниобий, помимо многих других полезных свойств, обладает еще одним, присущим только ему. Он применяется в трансплантологии - нити из этого металла не отторгаются организмом и со временем рассасываются. Даже модный пирсинг без него не обходится.

И все же на территории нашей республики есть проявления редкометалльных руд, которые имеют реальные перспективы для добычи в промышленных масштабах. На сегодняшний день в Карелии известно около десяти рудных объектов с редкими металлами, половина из них - в ранге месторождений. Но и они еще нуждаются в дальнейшем изучении и разведке. Геологами КарНЦ была проведена ревизионная металлогеническая оценка стоящих на кадастровом учете в республике редкометалльных рудных объектов. И оказалось, что многие из них не соответствуют указанным в кадастре запасам. Проще говоря, исследования проводились давно с помощью несовершенных методов, и их сегодня надо перепроверять. Пока же перспективными для добычи редкими металлами у нас в Карелии могут быть только ванадий, индий, бериллий и уран.

- Попытка "разворошить" урановые залежи в Заонежье под Падмой, а затем в Северном Приладожье долгое время вызывала протесты чуть ли ни всей российской общественности. Там действительно хотели открыть урановые рудники?

- То, что такое уран, думаю, не стоит объяснять. Главным его потребителем сейчас являются США, Япония и Франция. России сегодня для собственных нужд необходимо около 5 тысяч тонн урана в год, но, кроме того, по договорам мы обязаны экспортировать примерно 11 тысяч тонн тепловыделяющих средств и низкообогащенного урана. Годовое производство урана в России составляет 3-4 тысячи тонн и, как это не покажется странным, мы его докупаем в значительных количествах в Казахстане, который является мировым лидером по добыче урана - 24 тысячи тонн в год. Там еще до распада СССР советскими геологами была создана мощная минерально-сырьевая база, а свой уран из месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке нам будет обходиться дороже.

Что же касается Карелии... Я, может быть, удивлю петрозаводчан, но урановые руды обнаружены неподалеку от микрорайона "Птицефабрика". Но не стоит волноваться: их незначительные запасы лежат там уже более полутора миллиардов лет, никому вреда не причиняют и их разработка - в виду низкого содержания урана и небольших запасов - не имеет никаких перспектив.

Всего же на государственном балансе в Карелии стоят запасы только одного месторождения урана - "Карху" в Приладожье, но его количество в сравнении с годовым потреблением атомной промышленностью страны - мизер, который не окупил бы крупных капиталовложений. А теперь, учитывая, что урановые залежи находятся на побережье Ладоги, где в конце прошлого года был образован Национальный парк "Ладожские шхеры", об этом месторождении можно окончательно забыть.

- И слава богу: вряд ли среди жителей Карелии найдется много желающих поднимать экономику посредством урановых рудников. Но есть и другие редкие ископаемые...

- Карельские редкие металлы у всех на слуху. Мне приходилось слышать от приезжих бизнесменов даже такое: вы подыщите нам скоренько местечко, где бы мы могли организовать карьерчик и нарыть с полтонны ниобия или какого-то другого металла - заказчик торопит. И начинаешь объяснять, что запасы редких металлов у нас в большинстве своем «в одном флаконе» - комплексные. Есть титано-магнетитовые руды, в которых, кроме основных металлов - железа, титана, и сопутствующих - палладия, платины и золота, содержится и ряд редких элементов, в том числе ванадий и ниобий. А также остродефицитные - тот же дорогой скандий. Его цена на мировом рынке колеблется от 12 до 15 тысяч долларов за килограмм. Но чтобы их получить, надо начать с разработки главных руд месторождения и строить сопутствующие обогатительные производства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Бедная богатая Карелия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру