Французские авторы «Коппелии» 150 лет назад взяли из новеллы только одну сюжетную линию, да и то превратили «страшилку» в фарс. Было изменено все – жанр, развязка, даже имена – никакой Коппелии у Гофмана не было. Между тем важным персонажем был именно Песочник - злой колдун из страшной сказки и одновременно человек, навсегда оставивший рану в душе главного героя Натанаэля, поскольку стал причиной смерти его отца.
Симонов решил, что сюжет Гофмана интересен сам по себе, но действие будет перенесено в СССР. Либретто написала писатель, драматург и сценарист Ольга Погодина-Кузмина, автор романов «Адамово яблоко», «Власть мертвых», «Сумерки волков».
- Мы перенесли действие в Россию, действие происходит в двух временных отрезках – это 37-й год – пролог, и весь спектакль – это 60-ый год, - рассказывает хореограф. - Маленький Натанаэль видит, как ночью к ним в дом приходят люди в черных плащах, приезжает черный «воронок». Эта история возникла потому, что у Гофмана в новелле есть некие волшебные очки, здесь эти очки сыграли. Мы подумали - ну это же Берия… Мальчик видит, как к нему на кровать садится странный человек в очках, как его родителей увозят, образ странного человека в очках он запоминает потом на всю жизнь.
- Дальше история продолжается уже через несколько лет, когда Натанаэль уже вырос, он – веселый молодой юноша, - рассказывает Симонов. - У Натанаэля есть невеста, у них все хорошо… Вдруг у них во дворе появляется странный человек – Коппелиус, и его дочь. Натанаэль видит девушку, она ему очень понравилась, и он, как у Гофмана, решает прорваться в мастерскую Коппелиуса. Здесь он видит странных кукол,и среди них – вот эта прекрасная девушка-кукла. Коппелиус надевает ему очки, Натанаэль влюбляется в нее. Коппелиус спрашивает его, готов ли юноша жениться на ней. Натанаэль соглашается. Так заканчивается второй акт. Третий акт – это свадьба Коппелии и Натанаэля. Все проходит хорошо, но в конце свадьбы Коппелиус срывает с него очки и Натанаэль видит, что это кукла, что это обман, и молодой человек сходит с ума. Это не комедийный спектакль, это драматическая история…
Таким образом, от классического балета Кирилл Симонов оставил только музыку Лео Делиба и имя Коппелия. Зато кое-что пришлось добавить – музыку из второго балета Делиба «Сильвия». В балете много номеров на основе национального фольклора – польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига. Получилась новая сложносочиненная партитура, авторский неоклассический спектакль.
Особо стоит обратить внимание на костюмы и декорации. Художником спектакля стал словак Павол Юраш, с которым Симонов два года подряд ставил в Европе свою, современную версию «Спартака». Сейчас художник строит на сцене Музыкального театра Карелии типичный «хрущевский» двор.
- Это очень большие декорации, и наши мастерские сейчас просто сходят с ума, потому что нужно построить просто огромный дом, трехэтажный,- признается хореограф. - С балконами, окнами, в которых будут появляться люди…
Костюмы – предмет особой гордости Симонова:
- Костюмы очень яркие, выразительные, необычные, очень сложные эскизы, сложный рисунок, мы бы таких тканей нигде не нашли. Мы провели титаническую работу - мы все ткани напечатали! Костюмы будут создавать иллюзию про ту Россию, которую мы так и не построили. Все красочно, все счастливы… Очень круто, наши мастерские могут уже открывать дочернее предприятие по пошиву современной одежды!
Наверняка ожидаются сюрпризы и со световыми эффектами, поскольку ими занимается Александр Мустонен, дважды лауреат «Золотой маски».
Главные партии в спектакле исполнят Алевтина Касаткина и Сергей Беломысов, солисты балета Московского государственного академического музыкального театра им.Наталии Сац.
Премьера состоится 4 и 5 июля, после чего Музыкальный театр закроет сезон.