Как строили петрозаводскую Круглую площадь, и почему она круглая

Это место поменяло много названий, но всегда оставалось самым красивым участком города

Современная площадь Ленина считается историческим центром Петрозаводска, но это верно только отчасти. Она появилась значительно позднее.

Это место поменяло много названий, но всегда оставалось самым красивым участком города
Первые изображения Круглой площади XVIII век.

Центр "просвещенного управления"

Изначально Петровская слобода, давшая имя нашему городу, возникла в 1703 году возле пушечного заводика, построенного по велению Петра I. Это производство располагалось на берегу реки, как ее тогда именовали, Лососиницы, примерно там, где сейчас находится Пименовский мост. Впрочем, сам Петр Алексеевич, как принято считать, отец-основатель города, посетил завод лишь спустя 16 лет после его основания, в 1719 году, да и то проездом в Марциальные Воды - подлечиться местной водичкой.

От этого места - практически в устье Лососинки - и пошел Петрозаводск. Здесь же - в верхней части нынешнего Парка культуры - для государя-императора поставили дворец и церковь, вокруг которых и начали расти всевозможные строения: от присутственных мест до лабазов и, конечно, тюрьмы. Все это сооружалось хаотично, неэстетично, потому как никакого градостроительного плана не было и в помине.

И только в 1774 году начальник Олонецких горных заводов Аникита Ярцов своей талантливой дланью начертал план обустройства слободы и превращения ее в европейский город.

Вычерчивая размещения цехов и плотин нового Александровского завода, Аникита Сергеевич предусмотрел расположение новых жилых кварталов и будущей главной площади города. Ярцов придал ей круглую форму, где «по циркулю» должны были стоять восемь каменных зданий-корпусов. От площади Ярцов наметил две улицы-луча, одна из них вела к старому центру - Нагорная линия (нынешний проспект Карла Маркса), другая (Ф.Энгельса) - являлась конечной точкой Петербургского тракта (Первомайского проспекта).

Таким образом, в 1775 году на месте, где на крутом берегу Лососиницы шумел сосновый лес, в который местный люд ходил на охоту и по грибы, началось строительство будущей Круглой площади. Впрочем, согласно некоторым источникам, она это название получила позже, а изначально звалась Въездной – местом, где завершалось путешествие из Санкт-Петербурга в Петрозаводск.

Сразу отметим, что план европеизации встретил молчаливое сопротивление обывателей. Например, в 1779 году полицмейстер жаловался в управу на некого мещанина Шверина, который "на своей пашне, где по плану улица, бороновал и вехи для ее обозначения опрокинул".

Но площадь, несмотря ни на что, строилась. Аникита Ярцов пригласил проектировать здания молодого архитектора Елизвоя Назарова, ученика великого зодчего Василия Баженова. Народ дивился, как «по циркулю» росли восемь невиданных доселе зданий. Это был действительно необычный для того времени комплекс «изрядной архитектуры». Кроме всего прочего, он олицетворявший проповедуемые Ярцовым принципы "просвещенного управления": среди небольших красивых зданий не имелось доминирующего сооружения, как тогда это было принято.

На каждой стороне площади, раскрытой в сторону Лососинки, где размещался завод, стояло по три симметрично расположенных корпуса. Два центральных здания с четырехколонными портиками имели форму слегка вытянутых прямоугольников, а остальные определяли направление улиц, вливающихся в площадь. Кроме того, в месте соединения площади с Петербургским трактом были выстроены два трапециевидных флигеля, называемые кордегардиями. Они единственные из всего ансамбля сохранились до наших дней в первозданном виде.

В некоторых исторических источниках указывается, что площадь не стала сразу называться Круглой, а изначально именовалась Циркулярной, а то и Полуциркулярной. Впрочем, она довольно часто меняла названия. После установки на ней в 1872 году памятника Петру I она получила наименование Петровская, большевики навали ее в честь даты своей революции площадью 25 Октября, а затем именем своего вождя, финны же в годы оккупации - Административной площадью…

Плотник с "портретом в костюме"

Как же строили здания Круглой площади? Документы свидетельствуют, что если Александровский завод возводили выписанные из других уголков России и из-за границы специалисты, то гражданское строительство велось абы как. Даже император Александр I в 1819 году отмечал, что "…есть много домовых строений из неокоренного лесу, а у некоторых окна прорублены не на одной высоте или разнообразны".

А тут каменные дома! Каменщики требовались позарез. Их привозили в основном из Ярославской губернии – тамошние строители славились по всей державе. А с отделочниками вообще была беда. Их приглашали даже по объявлениям, но желающих отправиться в олонецкую глушь не находилось. Известно, что штукатуров на отделку зданий ждали аж три года!

Зато с плотниками проблем не было. Умельцев из окрестных деревень знали и ценили: "подмазывали" водочкой, дарили ситец – чтоб, значит, дом был хороший, теплый. В анналах истории осталось имя уроженца деревни Пехкуевской Толвуйского погоста Германа Орловского. В начале 1770-х годов он ушел плотничать на строительство Царского Села. Поднаторев, Герман стал одним из крупнейших подрядчиков на вельможных стройках. В 1785 году Герман вернулся на родину, привезя из столицы немало ценных вещей и даже произведений живописи, в том числе и свой собственный "портрет в костюме", подаренный ему самим наследником престола Павлом Петровичем. Этот обласканный царским двором толвуец и стал подрядчиком при перестройке губернаторских зданий.

Гаврила Державин, первый гражданский губернатор Олонии, отметил добрым словом этот архитектурный комплекс в "в полтора этажа домов". Почему в полтора? Ответ простой: в те времена вторые этажи, как и их окна, часто строились значительно меньше по высоте, чем первые, что и было сделано в корпусах Круглой площади. Сейчас "полтора окна" можно увидеть только на кордегардиях, в остальных строениях окна второго этажа были "растесаны" в середине XIX века.

А строитель комплекса Елизвой Назаров укатил в Москву и там прославился на века. В начале 1790-х годов по заказу графа Николая Шереметева, одного из богатейших людей России, он построил ансамбль Странноприимного дома с богадельней на 100 мест и бесплатной больницей на 50 коек. И здесь архитектор остался верен принципу "циркуля", создав монументальное сооружение с "углубленным" главным корпусом - храмом Троицы, над которым вознесся полукруглый бельведер. А парадный двор предстал двумя крылами-полукружиями в виде подковы. И не ведал ведь Елизвой Семенович, что его творение в ХХ веке станет историческим фасадом всемирно известного НИИ скорой помощи имени Склифосовского.

Продолжение следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру