Личное мнение: самый лучший в прошлом подарок снова входит в моду

Многие уже не ожидали, что хорошая книга опять станет завидным презентом ко дню рождения

В свое время жители СССР считались самой читающей нацией в мире. И это при тотальном дефиците хорошей литературы. Затем дефицит ликвидировали, появились альтернативные источники получения чтива, обычные книжные магазины начали приходить в упадок – и вдруг спрос пошел вверх. Почему?

Многие уже не ожидали, что хорошая книга опять станет завидным презентом ко дню рождения
Фото: Людмила Корвякова

Недавно мне подарили книгу. Шикарный альбом репродукций Бэнкси, дополненный историей самого художника. Подозреваю – дорогущий. Несколькими днями ранее в книжном интернет-магазине я выкупил сразу несколько томов, закончив собирать одну из любимых серий. При том, что все это доступно к скачиванию в глобальной сети, и даже платить приходится не всегда. А несколькими днями позже мы приобрели племяннику «Остров сокровищ» Стивенсона в таком издании, что руки так и тянутся открыть фолиант – но он запаян в пленку…

Еще пару лет назад мы вряд ли стали бы тратить 2 тысячи рублей на одну книгу, когда хорошую электронную книжку можно купить за 7 тысяч, и закачать в нее сотни произведений. С большинством литературных новинок в последние годы я знакомился через экран мобильного телефона. Что же с нами произошло? Почему вдруг снова захотелось пошелестеть страницами? Меня не устраивает объяснение, что глаза устают от экрана. Думаю, производители книг просто нашли в себе силы измениться.

В советские времена хорошую литературу можно было купить только по подписке. Почему наши издательства отказывались печатать то, что нравится широкому читателю – загадка. Понятно, что регулированием читательских пристрастий занималось государство, но ведь против классики оно не возражало! Хотя наша «Карелия» как раз пыталась удовлетворять спрос: издала практически всего Жюля Верна. Твердый переплет, хороший шрифт, отличные иллюстрации – лучшего издания французского фантаста лично я не видел. Но почему на этом и остановились? Народ с руками отрывал бы Дюма, Конан Дойла, Вальтера Скотта, Майн Рида… Но нет: по-настоящему востребованных авторов издавали малюсенькими тиражами, и достать книги можно было либо по знакомству, либо за макулатуру.

С приходом рыночных отношений все могло измениться: появились частные типографии. Не связанные требованиями упраздненной цензуры и авторскими правами (их срок – 70 лет после смерти автора), свежеиспеченные коммерсанты могли завалить рынок качественной иностранной беллетристикой. Но неготовыми к этому оказались сами бизнесмены. Одни пошли по пути дешевого массового товара: книжонки в мягких переплетах в производстве стоили копейки, но издавать так серьезную литературу вряд ли было возможно. Другие ошиблись с оценкой требований рынка. Анекдотом стала история, когда частная петрозаводская типография, напичканная отличным оборудованием и не пощадившая средств на дизайн издания, в 1993 году вывалила на прилавки наших магазинов роман «Консуэло». Почему издатели выбрали именно это произведение, они и сами толком объяснить не могли. Тираж был настолько серьезным, а читательский интерес настолько низким, что продавали роман еще лет 15. Говорят, даже сегодня, спустя четверть века, в подвалах бывшего издательского дома хранятся груды этого двухтомника. А между ними бродит дух Жорж Санд…

Вот она, легенда карельского книгопечатания...

Безусловно, цифровой формат нанес серьезный удар по книжной индустрии. Речь идет не только об электронных, но и об аудиокнигах. Многие из нас постигают литературу ушами, пока руки заняты рулем…

Но, видимо, есть понятия вечные. Как на фоне повального увлечения кино старый добрый театр стал отдыхом для избранных, так и с переходом литературы в интернет бумажные книги оказались в категории роскоши. Такие вещи стоят недешево, но, видимо, это самая общедоступная роскошь. Потребитель есть: книжные магазины даже объединились в федеральные сети, причем некоторые открывают стационарные точки по всей стране. Но самое главное, что издатели предлагают товар самого широкого ценового спектра. За копейки – что-то непритязательное в бумажном переплете, чтобы почитать в метро. За серьезные деньги – прекрасное иллюстрированное издание, с которым хочется провести вечер - в кресле под торшером, завернувшись в шотландский плед и вооружившись фужером глинтвейна.

А такой вечер – настоящий подарок.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру