Как большевик Парфенов и балалаечник Максимов спасали музыкальные традиции Петрозаводска

Эта история похожа на легенду, и она становится еще более захватывающей от того, что все это - правда

Когда грянул Октябрьский переворот, в Олонецкой губернии не сразу поняли, что произошло в Петербурге. Общество жило своей жизнью, пока спустя год к власти окончательно не пришли большевики. Но стоит отметить, что даже в годы откровенного классового террора и уничтожения памятников в большевистском совете Петрозаводска были не только разрушители, но и такие хранители культуры, как Валентин Парфенов.

Эта история похожа на легенду, и она становится еще более захватывающей от того, что все это - правда
100 лет назад Петрозаводск оставался глубокой провинцией - но только не в плане культуры

Валентин Михайлович Парфенов родился в 1884 году в Санкт-Петербурге. После окончания физмата Императорского Санкт-Петербургского университета работал преподавателем математики в гимназиях Северной столицы, а в 1911 году переехал в Петрозаводск, где начал преподавать в Губернской мужской гимназии. Здесь Валентин связался с большевиками, и в 1917 году вступил в члены РСДРП(б). При установлении советской власти в Олонецкой губернии был избран председателем губернского Совета, а затем возглавил Петрозаводский Совдеп. В 1918–20-х годах – Народный комиссар просвещения губернии.

Можно не сомневаться, что оба представителя петрозаводской интеллигенции – Валентин Парфенов и Александр Максимов – были знакомы до этих событий, и не исключено, что учитель гимназии мог петь в хоре или играть в ансамбле церковного регента.

Читайте по теме: "Кем стал для Карелии Александр Максимов"

Поэтому неудивительно, что став комиссаром, Парфенов, оказавшийся одним из немногих образованных людей в команде новой власти, уже через два месяца после скандальной "музыкальной экспроприации" подписывает распоряжение об организации в городе оркестра народных инструментов. Но вот беда: на складе, где были свален музыкальный конфискат, у балалаек уже не оказалось струн. Только 28 февраля 1919 года состоялся первый концерт в котором прозвучали: Чайковский "В церкви", Насонов "Эй, ухнем", Андреев – вальс "Грезы", и «Рабочая марсельеза". Этот пролетарский гимн был исполнен в переложении бывшего регента Александра Максимова.

В своем отчете о концерте Валентин Парфенов четко формулирует цель и задачи музыкального коллектива:

"Организация оркестра и дирижирование было поручено А.П. Максимову, прошедшему курсы В.В. Андреева. Чтобы организация оркестра была дружная, в нее влито было около 6-7 челов. учителей школ г.Петрозаводска, учеников школ 2 ст. – остальные служащие в советских учреждениях, всего в настоящее время 25 чел. Инструментов имеется на 35 чел., и можно надеяться, что оркестр будет доведен до 35 чел… Но пока очень немного. Цель основания Великорусского оркестра – развить в народе художественный вкус для восприятия музыки серьезной – камерной, известных русских и иностранных композиторов, и желание учиться музыке".

Планов у Парфенова и Максимова имелось громадье, но сбыться им не было суждено. В начале лета 1919 года к Петрозаводску подступили отряды антибольшевистской коалиции. Учреждения культуры были эвакуированы в Вытегру. Туда же, под присмотром Александра Максимова, были отвезены и инструменты созданного им оркестра. В итоге, оказавшись в Каргополе, он сумел организовать музыкальную школу, при которой – ну как без этого - Максимов открыл и народную музыкальную студию.

Но у большевиков не было денег на "дополнительное образование", и уже к 1922 году это начинание прикрыли. Александр Максимов стал работать в обычной школе, а также вел занятия по хоровому пению на педагогических курсах. В отчете губисполкома сообщалось, что "…на курсах среди преподавателей нередко можно встретить специалистов, но в основном вся эта публика пролетарского типа, вынужденная уроками прирабатывать к своему основному заработку". Так прозябал в нищете талантливый музыкант.

…Валентин Михайлович Парфенов недолго прослужил на высоких постах у новой власти. В 1919 году Олонецкий реввоенсовет возглавил Петр Анохин, ярый большевик с четырьмя классами образования. Интеллигенту Парфенову в этой новой власти больше нечего было делать. В 1920 году он перешел на привычную ему учительскую работу директора финансово-экономического техникума, преподавал в нем астрономию (у него еще до революции были научные труды в этой области). Затем обучал студентов в первом вузе Карелии - Педагогическом институте, открывшемся в 1931 году, а позднее - в университете. Умер первый председатель большевистского Петросовета и педагог в 1941 году, не доехав до пункта эвакуации. Место его захоронения неизвестно.

Имя Парфенова в Петрозаводске увековечили в 1980 году, назвав в его честь небольшую улочку в микрорайоне Кукковка - исключительно в память об "одном из организаторов установления советской власти в Карелии".

Александр Петрович Максимов в 1922 году переехал в Лодейное Поле, где создал Дом пионеров. Во время войны учительствовал в Пермской области, а после Победы обосновался в родном Ленинграде. В 1948 году бывший регент был награжден орденом Ленина, а спустя три года отмечен званием "Заслуженный учитель школы РСФСР". Умер создатель первого в Петрозаводске "хора балалаечников" в 1957 году.

О Максимове и его роли в развитии культуры республики горожане вообще ничего не знают. Кроме тех, кто смог найти в дебрях интернета работу Ирины Семаковой - музыковеда, заслуженного деятеля искусств Карелии.

Редакция благодарит Национальный архив РК, Национальный музей РК, музей-заповедник "Кижи" и Ирину Семакову помощь в подготовке этой публикации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру