Как мощи Елисея Сумского оказались в Петрозаводске

30 лет назад Карельский государственный музей передал церкви мощи почитаемого на поморском Севере православного святого

С исторической точки зрения об этом человеке известно немного. В церковных календарях указано, что Елисей "жил и подвизался в Соловецкой обители во времена близкие к преподобному Зосиме", одному из основателей монастыря - то есть в XV веке. Он имел трех братьев, с которыми добывал рыбу для обители на реке Выг у порога Золотец. Там и начались истинные чудеса...

30 лет назад Карельский государственный музей передал церкви мощи почитаемого на поморском Севере православного святого
Обретение мощей Елисея Сумского. Петрозаводск, 1990 год. Фото petrozavodsk.bezformata.com

Житие преподобного

Чтобы не смущать верующих вольностью пересказа, мы процитируем житие Елисея по Православному церковному календарю, лишь сокращая несущественные детали и давая необходимые пояснения для людей невоцерковленных.

Итак, однажды четыре брата занимались на берегу починкой рыбацких сетей. Брат Даниил, "по откровению ли Божию или по каким-либо внешним признакам, вдруг начал говорить Елисею: "Напрасно ты трудишься, не будешь ловить ими рыбу: к тебе приблизилась смерть, и ловля твоя окончилась". От этих слов ужас и страх объяли Елисея, он начал скорбеть и тужить, не потому, что боялся смерти, а что не был еще пострижен в великий ангельский образ схимы. (Схима - обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения).

Но вот беда, ближайший иеромонах, который имел право совершать чин пострижения в схимники, жил в селе Сума (Сумский посад Беломорского района Карелии) в 60 верстах по воде от Золотца. Тем временем у Елисея нарастали "умножающиеся скорби и болезни тела", и братья предложили ему самостоятельно совершить обряд, исполнив весь необходимый ритуал, и надеть на себя схиму. (В данном случае - особая монашеская одежда с клубуком). Что и было сделано.

 Монахи-схимники Валаамского монастыря, 1888 год. Фото Pinterest.cl

"Наступила ночь", - продолжается повествование в "Житии Елисея Сумского". - "Больной был положен в постель, упокоились подле него и утомленные братия. Но когда они встали от краткого сна, то больного уже не было с ними в келлии. Обратились к поискам и нашли его идущим к ним навстречу из леса и без схимы. На вопрос о случившемся он объявил: "Множество бесов пришли к нам в келлию, напали на меня с яростью, силой увлекли от вас, сорвали с меня схиму, но преподобный Зосима отнял меня у них". Схима была найдена заброшенной на дереве".

Братья решили во что бы то не стало отвезти Елисея в Суму. Они положили болящего на карбас, спустились вниз по реке Выг, прошли по Белому морю и уже было вошли в Сумскую губу, но "настала великая буря. Волны подобились горам, на судне разорвался парус, сломалась мачта, весла выбило волнами из рук... Все были в отчаянии, но болящий Елисей не малодушествовал, ибо его успокаивало дивное видение из иного мира. "Не бойтесь и не скорбите, братия», - говорил он соплавателям, едва дыша от изнеможения. - «Я вижу отца Зосиму с нами в судне, он помогает нам. Все это случилось с нами по действу диавола, желающего погубить мою душу, но Бог по молитвам Зосимы истребит супостата".

И правда:, вскоре ветер утих, волны улеглись, и на море водворился штиль. Пристав к берегу, "братия с ужасом увидели, что болящий скончался... Но спустя немного времени в мертвом обнаружилось движение, и он начал говорить здраво и смысленно". Его перенесли на подворье монастыря, и иеромонах совершил чин пострижения. Затем, "прославив Бога и простившись со всеми, Елисей опять почил о Господе". Тело его было погребено за алтарем церкви святителя Николая...

 Елисей Сумский

Проходили годы, и имя рыбака, как указывает Церковный календарь, многими было забыто. "Но спустя более столетия внимание к почившему возбуждено было тем, что гроб его обнаружился на поверхности земли, и вскоре последовали явления Елисея и исцеления от него болящих". Для удостоверения чуда в село дважды - в 1668 и 1710 годах - приезжали высокие светские и церковные персоны. По итогам этих проверок над гробом была установлена небольшая часовня, а позднее и деревянная церковь.

С тех пор сумляне стали приходить в храм помянуть своих усопших, а, отправляясь в море, на звериный промысел или рыбалку, испрашивали у Елисея благословение и удачу. Можно сказать, что церковь обрела нового святого.

"Священник согласен"

Мощи святого пролежали в сумском храме до 1929 года, пока коммунисты-безбожники не вытащили их на всеобщее обозрение, а затем передали в музей для атеистической пропаганды. И только спустя 60 лет они были переданы Петрозаводской епархии Карельским государственным краеведческим (сейчас Национальный) музеем.

При подготовке этого материала, я позвонил известному историку Михаилу Данкову, много лет отдавшему работе в этом музее.

- Конечно, помню это событие, - сказал Михаил Юрьевич. - Более того, стоял у его истоков.

Так у меня оказалась статья "Вскрытие мощей Елисея Сумского", опубликованная в самом первом Ежегоднике музея за 1930 год.

Ее автор Виктор Клишко в те годы был комсомольцем и журналистом, а главное - руководителем местного отделения Союза воинствующих безбожников. Он стал вдохновителем закрытия многих храмов республики и инициатором организации в петрозаводском Святодуховском соборе столовой № 13, а в Александро-Невской церкви - музея, куда и были доставлены останки Елисея.

Итак, на сей раз, учитывая права атеистов, мы публикуем выдержки из этой статьи с сохранением стиля автора и должными комментариями.

"Далеко на севере Карелии, в 2-3 километрах от Белого моря, раскинулся Сумский посад, большое поморское село. В нем свыше 300 домов и 1200 жителей. (По данным переписи 2013 года - 662 человека, и их число с каждым годом уменьшается – авт.). Население занимается, главным образом, рыбной ловлей, частью отхожими промыслами и извозом. Живет сравнительно не бедно… До 20 хозяйств принадлежит кулакам, судовладельцам и торговцам.

Культурный уровень населения невысок. Именно этим и можно объяснить религиозность жителей, существование группы старообрядцев, двух православных церквей и "нетленных мощей" преподобного Елисея Сумского "чудотворца".

Безбожник весьма серьезно подготовился к акции развенчания религиозного мифа и изучил архивы: "По материалам Соловецкого патерика (Патери́к – сборник избранных изречений святых отцов, подвижников, или их житий) Елисей Сумский происходил из богатого боярского рода. Он был подвижником Зосимы Соловецкого, память о котором распространена по всему северу, поэтому не удивительно, что после смерти Елисея духовенство и его причислило к лику святых"... Вepa в Елисея пустила глубокие корни среди жителей, проникая во все области поморского быта... принося при этом обильные подаяния, остающиеся у служителя культа".

В марте 1929 года в селе Сорока (ныне - город Беломорск) был организован районный совет Союза безбожников, и его представитель - тов. Иванов, уже имевший опыт вскрытия мощей Зосимы и Савватия на Соловках, был откомандирован в Сумпосад.

Местные церковники и кулаки, как и следовало ожидать, встретили его недружелюбно: "Антихрист приехал!", - говорили они крестьянам. Но в долгих, растянувшихся на все лето антирелигиозных лекций, народ начал "сумневаться". И агитатор записывал выступления:

С. А. Базаров: "Сотни рублей тратили мы на Елисея. А на что тратим,— не знаем. Не одну десятку я пожертвовал на Елисея, чтобы он поправил мне ногу. Но ничего не получилось. "Мощи" Елисея надо вскрыть. А может быть, там тряпки какие-нибудь лежат... "

П. А. Черлицын: "Везде вскрыты "мощи". Надо и нам посмотреть".

И тут у атеистов объявился ударный козырь: И. Г. Житейный, древний старик, как пишет Клишко, который "заявил о том, что 27 лет тому назад, втайне от народа, по предложению духовенства, он сделал новый гроб для Елисея и видел, как в него перекладывали одни только кости".

Такое заявление привело в замешательство присутствующее на диспуте духовенство. И тут священник Сумской церкви А. Заостровский сделал неожиданное, но опережающее результат вскрытия мощей заявление, которое с точки зрения современной трактовки жития Елисея выглядело очень даже кощунственным:

- Мощи - это то же, что иконы для почитания своих сподвижников. Под мощами надо понимать вообще останки умершего. Под нетленными - мощи, от которых совершились какие-либо чудеса. Я искал разные материалы о чудесах мощей Елисея, но никаких указаний не нашел. И потому нахожу, что поскольку они не закононизированы и утверждений тому нет, - мощи Елисея не есть мощи нетленные. И по нему мы совершать богослужения не можем, кроме панихид, как по обычному умершему. В подвигах Елисея нет ничего выдающегося.

Оставим на совести священника и атеиста эти слова, но из повествования их не выкинешь.

К вскрытию гробницы все подготовились основательно. Был проведен "пленум Сумского сельсовета", на котором были избраны делегаты на процедуру разоблачения, пригашены "представители общественных организаций и около 120 чел. рабочих и работниц Сороки". От церковников на вскрытии мощей присутствовали священник А.Заостровский, представитель церковного совета Е.Галкин и церковный староста А.Рохмиетов.

"В воскресенье 21 июля 1929 года еще задолго до вскрытия у церкви собралась громадная группа крестьян и крестьянок из Сумпосада, соседних сел Коложмы (20 км) и даже Нюхчи (74 км)», - с удовлетворением отмечает главный безбожник Карелии. – «Председатель комиссии тов. Ильин объявляет о порядке вскрытия мощей Елисея и выставлении их для обозрения.

Священник Заостровский с членом комиссии приступают к вскрытию, снимают покров, рака переносится в сторону. На полу часовни обнажается новый деревянный гроб, прикрытый синеватым покрывалом. Удивляет небольшая величина гроба: длина 1,6 м, ширина 39 - 50 см высота 38 - 32 см.

Старик Житейный, столяр, проживший уже девять десятков лет, долго и внимательно осматривает гроб, и, наконец, заявляет: "Это моя работа. Лет 37 - 38 тому назад я делал в усыпальнице Елисея новый пол. Перебирая старые доски, видел торчавший в земле череп. А лет 27 тому назад, по предложению духовенства, сделал новый гроб для мощей... Все эти кости лежали на поверхности земли и ничем не были прикрыты"...

На предложение открыть крышку гроба, церковники, хором заявили: "Недостойны мы трогать преподобного!" Члены комиссии открывают крышку. Прах Елисея покрыт, белым бязевым покрывалом. Священник Заостровский сдергивает его и вместо "нетленного тела Сумского чудотворца" в гробу лежат сложенные в беспорядке, череп и кости Елисея, покрытые во многих местах слоем белой плесени".

Далее врачи Квятковский и Новицкая принялись за описание находки. Здесь мы пощадим чувства как верующих, так и атеистов, пропустив эти анатомические подробности.

Священник Заостровский на вопрос, как он оценивает результат вскрытия, ответил: "Лично для себя я не нахожу в этом никакого смысла, если есть желание народа вскрыть мощи - то я согласен", - отмечает Клишко.

"После осмотра крестьянами мощей, гроб с остатками Елисея был внесен в усыпальницу, закрыта дверь и запечатана печатью Сумского сельсовета до отправки в Петрозаводск в организуемый при Карельском Государственном музее Антирелигиозный отдел", - закончил свои разоблачения безбожник №1 всея Карелии комсомолец Виктор Клишко.

Второе обретение мощей

Вернемся в сегодняшний день. Историк Михаил Данков продолжил свой рассказ:

- Примерно в 1989 году пошли разговоры о возвращении епархии здания бывшей заводской церкви Александра Невского, где тогда располагался наш музей. Но надо знать то атеистическое время: были опасения, что очень многие в обществе не воспримут такое решение, и надо было "подготовить почву". Я, будучи замдиректора музея по научной работе, как-то осенью замещал руководителя Наталью Гроссман, находившуюся в отпуске. И встретился с личным секретарем епископа Мануила - отцом Николаем (будущим епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном).

 Епископы Тихон (слева) и Мануил. Фото vk.com

Я предложил ему в качестве первого символического шага по возвращению здания организовать передачу мощей Елисея Сумского. Батюшка был в шоке: церковь давно считала, что реликвия навсегда утеряна. На том мы с отцом Николаем и расстались, дальнейший процесс передачи мощей решался уже светскими и церковными властями на более высоком уровне.

Сегодня можно услышать, будто бы сотрудники музея сами обнаружили мощи случайно. Это не так, они находились в фондах музея, но никогда в советское атеистическое время не экспонировались. Я их видел: в небольшом деревянном ковчеге. В нем в беспорядке лежали разные кости скелета. Ковчег был похож размеру на тот, что описал Клишко, но был ли это именно тот гробик, что обнаружили в Сумпосаде или сделанный позже, точно сказать не могу...

Остается добавить, что в 1990 году мощи Елисея Сумского были торжественно перенесены из Краеведческого музея в Крестовоздвиженскую церковь, еще через год здание музея было возвращено Православной церкви и вновь стало собором Александра Невского.

 Рака с мощами Елисея Сумского в Крестовоздвиженском соборе. Фото: Максим Алиев

А в 2013 году в Сумском посаде была установлена деревянная церковь в честь Елисея Сумского - единственная на всю Россию.

 Церковь Елисея Сумского. Фото Tourism.karelia.ru

Но на этом история с обретенными мощами рыбака не закончилась. Под Рождество 2019 года священнослужители Крестовоздвиженского собора объявили, что мощи Елисея заблагоухали, и назвали это чудом. Снова доверимся журналистам: "Запах можно почувствовать, если открыть стеклянную крышку раки с мощами святого. Сильнее он чувствуется около головы, закрытой схимой. Описать природу запаха довольно трудно, в нем нет одного четко выраженного знакомого аромата. Его можно лишь охарактеризовать как запах свежести. Впрочем, возможно, ощущения у людей могут различаться", - осторожно отметила современная женщина-журналист...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру