Скульптура давно получила у горожан прозвище "Девушка без весла" - в память о широко распространенных в 30-х годах в СССР изваяний советских спортсменок, хотя до сих пор не было известно, что именно барышня держала в руках и кто был автором композиции. Сегодня в этой истории можно расставить многие точки над "i".
Право на это дает наше дальнейшее расследование, которое привело нас в музей имени Николая Гродекова, расположенный на другом конце страны - в Хабаровске. Возле него в 2008 году появилась Аллея парковых скульптур советской эпохи, собранных в разных городах Дальнего Востока и Сибири. И среди этих редких экспонатов есть точная копия петрозаводской девушки, но целенькая - с веслом.
Определив вид занятий нашей дамы - гребля, попробуем с не меньшей точностью установить автора скульптуры. Мы уже упоминали, самым известным ваятелем "девушек с веслами" считается Иван Шадр (настоящая фамилия Иванов). В 1936 году он установил в московском ЦПКиО имени Горького 12-метровую скульптуру "обнажённой женской фигуры, символа эмансипации и равноправия женщин". Но, несмотря на спортивный атрибут – весло, изваяние в стиле "ню" не понравилось властям столицы, и голую гребчиху услали в ссылку в Луганск. А Иван Дмитриевич стал делать скульптуры поменьше и одевать их в трусики и маечки. Их охотно стали тиражировать, но к нашей "девушке" они отношения не имели из-за разницы в позах.
И только специалисты в области советской скульптуры знают, что настоящим закоперщиком в деле создания "девушек-гребчих " был скульптор Ромуальд Иодко.
В творческих кругах он более известен как прекрасный педагог и автор учебников. Но и он оставил свой особый след в ваянии образов передовых строителей социализма, которыми украшали здания и парки "от Москвы до самых до окраин". Он даже раньше Шадра - в 1935 году - изваял первый вариант своей "Девушки с веслом", к тому же в целомудренной спортивной форме. Скульптуру без всяких возражений поставили в столице возле стадиона "Сталинец", но, насколько известно, не тиражировали.
Почему эти два уважаемых зодчих, с дореволюционным классическим образованием, устроили эти "женско-весельное соревнование"- история умалчивает. Но, так или иначе, в 1936 году Ромуальд Ромуальдович тоже создает второй вариант гребчихи, которую водрузили на московском водном стадионе "Динамо". Кроме того – и это очень важно - скульптор изготавливает авторские копии этого изваяния. В том числе, как сказано в его официальной биографии - для Сочи, Хабаровска и Петрозаводска. Так в 1938 году "Девушка с веслом", изготовленная самим Иодко, попала в столицу Карелии. Кому пришла идея поставить спортсменку в роддом - вопрос, как говорится, интересный...
Осталось выяснить, кто позировал скульптору. В архиве Иодко можно найти письмо, датированное 1938 годом, в котором он признается: "Как печальны будут мои девушки в скульптуре, какими чистыми и целомудренными они будут, в каждой будет частица от тебя. И если ты увидишь мои работы — ты поймешь, что ты в них..." Эти строки обращены к его единственной музе - студентке вокального факультета Мерзляковского училища Валентине Крыловой.
Но для нашей «Девушки» позировала не она, это совершенно точно. Их совместная жизнь началась в 1937 году, когда "гребчихи" уже были изготовлены. Более того: скорее всего, у скульптуры вообще не было реального прототипа, об этом нам рассказал сын и тезка скульптора - Ромуальд Крылов-Иодко, с которым мы связались.
«Думается, это собирательный образ», - написал нам он. – «У Ромуальда Ромуальдовича были большие сложности в оплате натурщицы».
Зато теперь можно с уверенностью сказать, что "Девушка с веслом" у петрозаводского роддома - творение рук знаменитого скульптора Ромуальда Иодко, прославившегося на весь мир скульптурной группой сталинградского фонтана "Танцующие дети". Обе эти композиции были свидетельницами войны, но у каждой своя история. Хотя после Победы изуродованный бомбардировкой 1942 года фонтан в Сталинграде был демонтирован, в 2013 году волгоградцы восстановили его.
Фонтан в Сталиграде. 23 августа 1942 года. Фото Э. Евзерихина.
Наша "Девушка" чудом пережила оккупацию. Но идут годы, десятилетия, и она разрушается. Как и ее "Подруга с полотенцем" - так пока назовем скульптуру по другую сторону от входа в здание роддома. .
Узнать историю этой дамы нам еще только предстоит. Тем более, что, по меткому замечанию карельского архитектора Елены Ициксон, в интерьерах роддома девушка с полотенцем смотрится куда органичнее, чем девушка с веслом...
Пока же становится понятно, что скульптура Иодко имеет свою, действительно интересную историю. Надеемся, что после этой публикации органы, ответственные за сохранение памятников, найдут возможность внести ее в свои реестры и возьмут под охрану - как, к примеру, скульптурную группу на фасаде Музыкального театра работы не менее известного советского скульптора Сергея Коненкова.
…А любителям истории Петрозаводска сообщим, что в нашем городе был и "Мужик с веслом", стоявший на набережной озера. И, похоже, тоже голый...