Как петрозаводская лодья "Пилигрим" открыла Америку

Расскажем об этой экспедиции более подробно.

На этой неделе корреспондент ТАСС сообщил из Нью-Йорка о том, что "…поморская ладья "Пилигрим", построенная по чертежам XVIII века в Петрозаводске, прибыла по реке Гудзон в столицу штата Нью-Йорк город Олбани". Приятную для карельских корабелов новость подхватили другие СМИ, и у общественности сложилось впечатление, что судно только что прибыло к берегам Соединенных Штатов.

Расскажем об этой экспедиции более подробно.

В декабре 2016 года на верфи Морского центра "Полярный Одиссей" по заказу известных российских путешественников - братьев Сергея и Александра Синельник, основателей Фонда кругосветных путешествий - была заложена копия поморской лодьи, получившая название "Пилигрим". Скажем сразу, что слово "лодья" пишется по-разному: с буквой "а", обозначающее судно, построенное в центральной России, и "о" - на ее поморском севере (как вариант - "лодия", который употребляют в своих отчетах сами путешественники Синельники).

За плечами братьев-близнецов такие сложные сухопутные экспедиции как "Вокруг света на мотоцикле "Урал" (2002-2004), "Гребной марафон через Индийский океан" (2005), "1000 км пешком по Западной Сахаре" (2010). И водные - "Кругосветное плавание на древнеславянской ладье "Русич" (2010-2014), построенной, кстати, в Петрозаводске на верфи "Варяг". Были и многие другие экстремальные путешествия. И вот они решили организовать "кругосветку" на старинной поморской лодье.

Естественно, ни о каких "чертежах VIII века" речи идти не могло. Их просто не существовало: поморы стоили кочи, лодьи, карбасы и шнявы "на глазок", но высокопрофессионально, передавая опыт из поколения в поколение. Эту практику традиционного северного судостроения в течение уже более 40 лет изучает вместе со своими сподвижниками основатель клуба "Полярный Одиссей" Виктор Дмитриев.

 Сергей Синельник и Виктор Дмириев в Петрозаводске

"Пилигрим" - копия торговой лодьи поморов - получила следующие характеристики: длина корпуса (в метрах) - 13, ширина - 4, высота борта - 2. Водоизмещение 15 тонн, осадка - 1,2 метра. Судно оснащено тремя мачтами общей парусностью более 85 квадратных метров и двигателем мощностью до 60 л.с.

Как повелось в "Полярном Одиссее", лодью построили за зиму, участие принимали не только наши корабелы, но и энтузиасты из России, Казахстана и даже Австралии и Новой Зеландии. Это важный принцип братьев Синельников - работать и плавать всем миром. Поэтому и в экспедиции на борту судна периодически менялся экипаж: кто шел пару недель, кто месяц.

Читайте по теме: "В Австралию отправляются мореплаватели на построенной в Петрозаводске кочмаре"

В июле 2017 года "Пилигрим" был спущен на воду и, после необходимой доводки, отправился в дальний путь. Из Петрозаводска лодья прошла до Санкт-Петербурга, через Балтику - в Западную Европу. Она побывала в Финляндии, приняла участие в многочисленных морских фестивалях в Дании, Бельгии, Франции, зимовала в Германии. Тысячи людей побывали в размещенном на борту "Пилигрима" небольшом музее с коллекцией моделей и фотографиями русских исторических лодок, легендарных парусников, копий старинных деревянных строений России. Сергей Синельник не планирует точные даты отплытия в другой порт - все зависит от интереса людей, и поэтому "Пилигрим" пришел к месту старта через Атлантику - в столицу Португалии Лиссабон - только к осени 2018 года, а 15 октября вышел в открытый океан.

Старт в этом переходе взяли семь человек, и экипаж можно было назвать семейным: Сергей Синельник - капитан, его жена Марина - 1-й помощник, двое юнг - Святослав и Ярослав - их дети. Роль механика исполнял Геннадий Гоменко, вахтенных рулевых - художник Виталий Мельничук и фото-кинооператор Павел Болдырев.

"Пилигрим" успешно дошел до Канарских островов, где подлатал такелаж, и взял курс на острова Зеленого мыса, куда судно пришло уже в феврале 2019 года, оставив за кормой 1555 километров пути. Дальше следовал самый сложный "рывок", и вот что написали в своем вахтенном журнале "пилигримы":

"Это Атлантический океан: 4000 км от островов Зеленого Мыса до острова Мартиника за 18 суток! Несмотря на то, что плавание проходило в попутных ветрах, все было далеко не просто: основная "беда" - все места такелажа и рангоута (снастей и деревянных деталей - авт.), которые могли перетереться, стремились перетереться до самой основательности. Был учинен самый тщательный контроль за этим жутким процессом, и постоянно, круглосуточно только и следили - как бы где бы что-то не перетерлось в ноль. Свободной минуты было едва найти - все время отнимал "Пилигрим" на уход за собой".

Капитан резюмирует: "Достаточно вспомнить феноменальный рекорд, который поставил "Русич" в страшном Бассовом проливе (отделяющем Австралию от Тасмании - авт.) 5-7 февраля 2013 года, когда показал суточный переход в 287 км - кто повторит такое на деревянном валком суденышке? Но "Пилигрим" пока таких чудес не показывает - у него склад характера другой! Чуть более 220 км в сутки в среднем дает "старый помор" в Атлантике.

Посетив Гаити, лодья взяла курс на Флориду, куда благополучно прибыла 19 июня 2019 года. Ее первой стоянкой стал Форт Лодердэйл - пригород Майами. Потом судно двинулось вдоль побережья на север, заходя во впадающие в океан реки: 15 августа - столица США Вашингтон, 3 сентября - Балтимор. Здесь в марине (стоянке яхт и катеров) "Пилигрим" подняли из воды, и местные рабочие провели очистку корпуса от ракушек и морских червей. Экипаж ужаснулся: 100 килограммов разных древоточцев остались лежать под килем судна!

Судно было оставлено на зимовку, отремонтировано и снова отправилось в путь. 29 июня, поднявшись по реке Гудзон, "Пилигрим" вошел в город Нью-Йорк. Затем - Олбани, штат Нью-Йорк.

О дальнейших событиях и сообщил корреспондент ТАСС:

"Мы только что прибыли и нам необходимо сразу же посетить Службу иммиграционного и таможенного контроля, поскольку у нас истекает круизная лицензия, - рассказал Сергей Синельник. - Пока трудно сказать, сколько времени мы пробудем в Олбани. Все зависит от того, какова ситуация со шлюзами на озере Эри и, если они закрыты до 8 августа, то нам придется пробыть в Олбани несколько дней". По словам Сергея Синельника, он рассчитывает "подняться до Великих озер, достичь крайней западной точки, а затем попытаться по суше перебросить ладью до Тихоокеанского побережья и пройти к Аляске".

А нам остается добавить, что престиж корабелов "Полярного Одиссея" снова на высоте. В 1991 году первенец его судостроения, новодел старинного судна коч "Помор" от Чукотки пересек Берингов пролив и достиг Аляски, пройдя путь первооткрывателей "Русской Америки". Члены его экипажа стали первыми путешественниками современной России, достигшими Нового света на историческом судне. Через год "Помор" вернулся в Петрозаводск и встал на вечную стоянку. Как сообщил президент клуба "Полярный Одиссей" Виктор Дмитриев, его коллега, капитан "Пилигрима" Сергей Синельник планирует завершить свое кругосветное путешествие тоже в столице Карелии.

Фото автора, Людмилы Корвяковой и участников экспедиции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру