Как в Петрозаводске строили корабли для знаменитого фильма

Участники далеких событий вспоминают историю, которую еще никто не брался написать

В сентябре этого года исполняется 35 лет со дня выхода на экраны советско-норвежского фильма "И на камнях растут деревья" режиссеров Станислава Ростоцкого и Кнута Андерсена. Без Карелии картины бы не получилось.

Участники далеких событий вспоминают историю, которую еще никто не брался написать

Эту ленту о приключениях славянского юноши в плену у викингов только за первый год и только в нашей стране посмотрели более 26 миллионов зрителей, она с успехом демонстрировалась в Европе и Америке.

 

В интернет-описаниях фильма можно узнать про актерский состав и места съемок. Они проходили в как в Норвегии, так и в СССР - в Ленинградской области под Выборгом и в Карелии, в окрестностях Медвежьегорска.

Но была еще одна история, связанная со съемками. Киностудия имени Горького заказала для фильма два драккара, копии судов викингов. Но где они были построены, вы не найдете не строчки. Об этом - наш сегодняшний рассказ.

"Драккар" - название кинематографическое

Викинги - это общее название племен воинов и мореходов раннего средневековья - обитали на современных территориях Норвегии, Швеции, Дании, Исландии. Они, как половцы и печенеги, терзавшие Киевскую Русь, совершали дерзкие и кровожадные набеги не только на жителей Западной Европы, но и разоряли земли Северной Африки. А теперь уже точно доказано, что на своих судах, которые принято называть драккарами - от древнескандинавского drage (дракон) - викинги опередили Колумба в открытии Америки.

Мировой интерес к драккарам возник после обнаружения археологами в 1880 году в одном из норвежских курганов так называемого "Гокстадского корабля" IX века, ставшего усыпальницей ярла - племенного вождя викингов. Этот драккар имел длину 23 м, ширину 5 м, 32 весла, одну мачту, и мог вмещать около 80 человек.

Гокстадский корабль в музее Осло. Фото runarium.ru

В 1893 году 12 молодых норвежцев построили реплику этого корабля и приплыли через Атлантику на Международную выставку в Чикаго, тем самым доказав его мореходность и утерев нос генуэзцу Колумбу.

С тех пор понятие "драккар" прочно вошло в общечеловеческий лексикон, но вот незадача: сами норвежцы не используют это слово. Вот что рассказал нам сотрудник единственного в мире Лофортского музея викингов Тарье Бё, посетивший в 2019 году Петрозаводский морской клуб "Полярный Одиссей":

"Мы называем эти суда viking ships - "кораблями викингов", а слово "драккар" придумали не в Норвегии, а, скорее всего, киношники". И почему-то добавил: "Или англичане..."

Норвежец приехал в Петрозаводск посмотреть, как строится в клубе "русский драккар" - лодья "Рюрик", сравнить ее с норвежской репликой "Lofotr", создаваемой в его музее. Как специалист, Бё был восхищен технологией строительства, а как потомок викингов, похоже, расстроился, увидев, что норвежский корабль получился на три метра короче 18-метрового петрозаводского драккара.

Кстати, кинематограф действительно изрядно исказил образ викингов. Эти воины, к примеру, не носили огромные рога на шлемах, а основным оружием был не меч, а всесокрушающий боевой топор с длинной рукоятью.

Престижный заказ

Как же появились столь эффектно смотрящиеся в фильме "И на камнях растут деревья" корабли викингов? Рассказывает журналист Сергей Никулин, в то время - один из ведущих самой популярной молодежной передачи Карельского телевидения "99 -209" (это был номер телефона редакции):

«В начале осени 1983 года меня вызвал к себе в кабинет председатель Госкомитета по телерадиовещанию Карелии Анатолий Прокуев. Там уже находился режиссер Станислав Ростоцкий. "Знакомься, Слава, - сказал Анатолий Иванович, - наш молодой способный тележурналист" (они, как я понял, дружили со времен съемок в республике картины "А зори здесь тихие...", вышедшей в 1972 году).

Я думаю, этот комплимент прозвучал, потому что Прокуев живо интересовался нашими с оператором Сашей Захаровым морскими кинопутешествиями на судах "Полярного Одиссея" и считал, что они, как теперь говорят, создают привлекательный бренд республики. Последней работой как раз был телеочерк "Родина поморов", показанный даже по центральному ТВ в программе "Клуб путешественников" Юрия Сенкевича. А в культуре судостроения у варягов и поморов много общего. Поэтому я и предстал пред очами знаменитого режиссера, а заодно узнал, что скоро пройдут испытания киношных драккаров…»

Дополню слова коллеги: курировал этот проект не только председатель гостелерадио, но и Карельский обком КПСС, не менее заинтересованный возможностью создать республике надолго запоминающийся имидж. Тем более, что предпосылки для этого были. Киностудии требовались сравнительно большие деревянные суда. В Петрозаводске же имелся единственный на весь СССР завод "Авангард", который выпускал не только стальные рыболовецкие траулеры, но и - в секретном цеху №10 – уникальные, полностью деревянные, а потому маломагнитные минные тральщики.

Читайте по теме: «Как работал и погибал петрозаводский «Авангард»

Сюда - не без протекции обкома партии - и поступил заказ на строительство драккаров.

Как драккар чуть не взлетел

Осенью 1983 года первое из диковинных судов было спущено на воду. Судя по сохранившимся фотографиям, корабли викингов выглядели совсем не по-киношному: свыше 20 метров в длину, 4-х шириной и высотой борта около 2-х метров. На открытой палубе находилось не менее 30 мест для гребцов.

Продолжим рассказ Сергея Никулина:

«Испытания были назначены на октябрь. Оценить качество кораблей прибыл заместитель директора картины Яков Каллер - сам Ростоцкий приехать не смог.

Несмотря на премерзкую погоду - сильный и холодный северный ветер с дождем - на испытания под веслами и парусом пришли все заявившиеся добровольцы: местные яхтсмены, молодые рабочие "Авангарда". Эту разношерстную компанию, укутавшуюся в теплые куртки и ватники, загрузили на драккар. А гостей - Якова Каллера, журналистов, в том числе и нас с оператором Виктором Яроцким и звукорежиссером Александром Рукосуевым (на крупные съемки тогда посылали группу из трех человек) - отправили на буксир. С него подали на лодку канат, и судно потащило драккар "на ветер" - в сторону Соломенного. Дуло так, что находиться на палубе и, тем более, вести съемку было невозможно, поэтому вся наша кампания ушла в тепло носового кубрика. Оставалось только сочувствовать ребятам, сидевшим в открытой лодке.

Уже за Лойостровом высокий противоположный берег Петрозаводской губы закрыл нас от ветра, и мы на тихой воде смогли записать на камеру интервью с Яковом Каллером. Кстати, впоследствии он стал крупным российским кинопродюсером, основателем и генеральным директором телекомпании "АБ-ТВ". Яков Александрович рассказал, что сам разрабатывал проект создания драккаров - по образу и подобию того самого "Гокстадского корабля". Рассказывал он о самом фильме и об актерском составе.

Тем временем буксир был отдан, и команда драккара разобрала тяжелые пятиметровые весла. Конечно, многие из ребят, даже яхтсмены, и понятия не имели о групповой работе на веслах, но через некоторое время можно было наблюдать даже синхронные взмахи лопастей. Драккар шел легко, чуть покачиваясь на волне. Настала очередь проверить ход под парусом. Весла убрали, и к вершине короткой по сравнению с корпусом мачты полез прямоугольный парус. Ветер тут же наполнил его, и судно, вздымая буруны, рванулось в сторону открытого Онего. Наш буксир, имеющий скорость чуть больше 10 узлов (примерно 18 км/час) не успевал за несущимся драккаром! Казалось, что он вот-вот, как торпедный катер, выйдет на глиссирование.

Пролетев вдоль губы почти до "Авангарда", команда наконец-то убрала парус, и наш буксир подошел к лодке. Яков Каллер, как и все мы, был просто в восторге от мореходных качеств драккара. Судно снова взяли на буксир и отвели на заводскую стоянку. Там стало ясно, что замдиректора фильма - человек опытный в неписанных правилах приемки заказов. Он извлек канистру спирта, появилось угощение, и строители, как полагается, отметили первый рейс корабля викингов».

Разные судьбы деревянных кораблей

После окончания съемок фильма под Выборгом режиссер Станислав Ростоцкий подарил драккары этому городу. Они были установлены на набережной в самом его центре. Со временем деревянные суда обветшали, и тогда в 2008 году местная администрация заказала их копии. Но не где-нибудь, а снова в Петрозаводске - на верфи "Варяг". И, судя по восторженным отзывам в соцсетях, они пользуются огромным интересом у туристов.

У нас в Петрозаводске клуб "Полярный Одиссей" построил несколько уникальных реплик исторических судов: коч "Помор" (1987), побывавший на Шпицбергене и Русской Аляске, лодьи "Вера", "Надежда", "Любовь" (1990), посетившие Святую землю, Италию, дошедшие до Канарских островов; поморскую торговую лодью "Святитель Николай" (1991), обогнувшую вдоль северного побережья всю Европу, достигшую французского Бреста - судно, которое посетил первый пpезидент России Борис Ельцин.

Читайте по теме: "Как Борис Ельцин в Карелии рыбачил"

Клуб не раз предлагал городским и республиканским властям помочь в организации в Петрозаводске музея этих уникальных кораблей. Поддержки эта инициатива так и не получила, а у самих корабелов средств не только на строительство ангара, но даже на сохранение судов нет. 

Осталось выяснить, откуда взялись фотографии этих испытаний и моментов съемок фильма в районе Медвежьегорска. Их сделал фотокорреспондент Борис Семенов - для людей моего поколения этим все сказано. Его, без всяких преувеличений, знал каждый, от первых лиц республики до простых горожан.

Я познакомился с ним на второй день своей работы в качестве журналиста - он ворвался в кабинет с криком "Есть тема!". С тех пор этих тем были тысячи. Он никогда не работал только по редакционным заданиям, искал и находил сюжеты сам - там, где их не видели другие. С ним невозможно было идти по улице: Борис отскакивал каждую минут в сторону, нацеливая объектив своей камеры на старичка с пирожком, смеющихся студенток, причудливо торчащую ветку... И на испытания драккара он приехал сам, а потом снимал процесс работы над фильмом "на натуре" - под Медгорой.

 

 

Примечательно, что эта сцена вошла в фильм, и мы можем ее посмотреть - правда, с другого ракурса. Особое внимание - на толпу зрителей над съемочной площадкой.

Момент из "И на камнях растут деревья", пойманный карельским фотографом

Смотрите видео по теме

Борис Семенов рано ушел из жизни, оставив после себя более 700 альбомов с фотографиями и бесчисленное количество негативов. Уже несколько лет его дочь Яна занимается оцифровкой наследия отца, выкладывая его работы в интернет. Именно благодаря ей мы и вспомнили эту историю. Фотоработы Семенова - настоящая фотолетопись Советской Карелии. И снимки, которые вы видите, лишь малая толика этого труда. 

Как в Карелии снимали "И на камнях растут деревья"

Как в Карелии снимали "И на камнях растут деревья"

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру