На финальном выступлении Симфонического оркестра Карельской филармонии под руководством Анатолия Рыбалко – как всегда, блистательном – в Итальянском карьере Рускеала некуда было приткнуть даже табуретку. Такого количества зрителей мы не наблюдали за все 4 года существования фестиваля. Это объяснимо: если в прошлом году основная масса зрителей приезжали на день, и их количество делилось на три фестивальных дня, то на этот раз все было концентрированно. Пандемия внесла свои коррективы.
Отразилась она и на организации. Изначально предполагалось, что билеты на фестиваль, помимо электронной распродажи, будут продаваться и в кассах горного парка непосредственно в день фестиваля. Но потом, подсчитав количество желающих приехать, организаторы отменили прямую продажу – нам это стало известно буквально накануне.
Соответствующая информация появилась на сайтах горного парка и филармонии. К сожалению, изрядная доля гостей оказались жителями других регионов страны, и неудивительно, что они эти сайты не просматривали. В результате люди оказались в крайне неприятно положении: приехав за несколько сотен километров, они «поцеловали замок». Кстати, многие не знали, что в этот день в горный парк пускают только по билету на фестиваль.
Пожалуй, негативные моменты этим и ограничились.
Организаторы проделали воистину титаническую работу: нужно было всех обеспечить информацией, масками, точками общепита, туалетами… И при этом следить, чтобы народ не валился массово с обрыва, поскольку количество желающих услышать на выступление «плавающих саксофонистов» явно превысило вместимость безопасных площадок вокруг мраморного карьера. В результате народ полез за ограждения.
Кстати: свою лепту в выступление квартета внесли рускеальские утки, азартно подкрякивавшие музыкантам.
Счастливы были артисты: они, наконец, вырвались из пустых залов и из рамок онлайн-трансляций. Как сказал журналистам солист Мариинки Сергей Семишкур, концертную деятельность они начали уже с начала лета, но ничто не сравнится с тем, когда видишь зрителей и обмениваешься с ними энергией.
Карантин изрядно потрепал творческие ряды. На пресс-конференции мы спросили организаторов фестиваля, чиновников и артистов, было ли в этом году в их жизни более значимое событие, чем пандемия – и все покачали головами. Сорванные гастроли, отмененные выступления, репетиции по интернету… Музыкальному и артистическому сообществу 2020-й запомнится навсегда. Только Борис Андрианов – один из лучших виолончелистов мира – заявил, что для него главным событием года стал поход по Алтаю.
По счастью, для карельских артистов потери творческие не переросли в материальные. Как рассказал министр культуры республики Алексей Лесонен, все выпавшие доходы учреждений культуры, связанные с карантином, покрыл бюджет. Это коснулось и зарплат.
Что касается зрителей, то они впервые за много месяцев увидели живые выступления. Очень интересно наблюдать за лицами слушателей из-за кулис рускеальской сцены. Люди самых разных возрастов, вкусов и социальных групп, не дыша, слушают арии из «Евгения Онегина» Чайковского в исполнении Олеси Петровой и Сергея Семишкура, в сопровождении нашего филармонического оркестра.
В этом, похоже, и состоит главная миссия Карельской филармонии: артисты перестали ждать, пока зрители придут в залы, и выходят к ним сами.
Не все потеряно, пока самые разные люди, затаив дыхание, вместе слушают оперу.