Как карельская телепередача на 10 лет опередила знаменитый "Взгляд"

Кто, как и для кого делал молодежную программу "99-209". Часть первая

Программа "99-209" праздновала день рождения на прошедшей неделе: она стартовала 13 января 1977 года и сразу же стала хитом у наших тинэйджеров. Молодежь бросала все свои дела или безделье и на 45 минут ее вещания замирали перед "голубыми экранами" - как тогда романтически называли черно-белые телевизоры. А после выпуска прямого эфира в редакции не переставая звонил телефон.

Кто, как и для кого делал молодежную программу "99-209". Часть первая
Марина Хапцова и Сергей Никулин

Что мы смотрели на "голубых экранах"

- "99-2091"? Вы могли бы рассказать, почему профессия секретаря в учреждении считается непрестижной?

- Как работают резчики по дереву?

- Алла Пугачева - кто ее муж, дочь?

Это фрагменты вопросов после одной из телепередач, опубликованные в интервью газете "Комсомолец" 1985 года, посвященному сотому выпуску первого в Карелии, а точнее, - и в СССР, настоящему молодежному ток-шоу.

Чтобы понять, какой профессиональный рывок совершили авторы проекта "99 - 209", надо погрузиться в период становления Карельского телевидения. Наш телецентр и студия начали работать с апреля 1959 года. "Тогда был только прямой эфир, никаких записей. А из аппаратуры имелся один микрофон, две камеры… один диктор и один оператор", - вспоминал Роберт Богданов, звукорежиссер, стоявший у истоков Карельского ТВ.

Работало телевидение по вечерам - несколько часов. И, как вы уже догадались, на одном единственном канале. И это были собственные передачи: новости, политпросвет (люди старшего поколения наверняка вспомнят Олега Леонова - комментатора, преподавателя университета, артистично и, как нам казалось, аргументировано громившего главного "американского ястреба" - госсекретаря США Роберта Макнамару), студийные концерты Симфонического оркестра (он входил в состав Гостелерадио республики). Завершался эфир художественным или документальным фильмом. "Хитом" того времени была сатирическая программа "Телевизионная стружка", снимавшая "стружку" с нерадивых советских граждан, не взирая на должности. Ее с нетерпением ждали все телезрители.

Шли годы, оснащение телевизионщиков совершенствовалось, была построена ретрансляционная линия с Москвой, и "карелы" перешли на вторую программу. Здесь они тоже имели достаточный эфирный простор. Потом получили ПТС - передвижные телестанции - и, соответственно, мобильность. Благодаря им шла прямая трансляция или запись праздничных демонстраций, театральных спектаклей, футбольных и даже боксерских соревнований.

Но не будем забывать, что это была эпоха Брежнева и "наш дорогой Леонид Ильич" стал занимать почти все эфирное время чередой бесконечных официальных встреч, выступлений, награждений. Места не нашлось даже "Телестружке", которой пришлось поставить свой затупившийся рубанок на вечный верстак. И тут такое - "99 - 209"!

Ти-ти, та-та-та!

Как все просто и гениально: названием программы послужил всего лишь пятизначный номер Петрозаводской городской телефонной станции. Правда, особенный. С "девятки" начинались номера особых учреждений города - МВД, КГБ и телецентра - как режимного объекта. Сергей Никулин, один из создателей передачи, вспоминал, что, еще будучи студентом журфака Ленинградского университета, проходил практику на Петрозаводской телестудии и частенько названивал в редакцию: " 9, 9, 2, 0, 9. "Я автоматически этот номер срифмовал: ти-ти, та-та-та - девять-девять-двести девять".

- Молодежная редакция существовала и до этой передачи, - продолжил рассказ Сергей. - Мы готовили сюжеты, выпускали их в эфир, и на этом дело кончалось. Дошли они до слушателя, что он принял, что отверг, не знали. Поэтому осенью 1976-го и зародилась передача, основными принципами которой были бы контакт со зрителем, изучение аудитории, динамика сюжета. Нечто подобное уже существовало на Ленинградском ТВ, тогда передовом. Но мы пошли дальше, поставив во главу угла схему "вопрос - ответ", что питерцы позднее воплотили в своем популярном на всю страну шоу "Монитор".

Остается добавить, что прогремевшая на всю страну программа "Взгляд" появилась только спустя 10 лет - в 1987 году, и по принципам построения и задачам во многом была похожа на нашу программу, только технических и финансовых возможностей у москвичей было на порядок больше.

Обходные пути

А у карельских первопроходцев не все сразу пошло гладко. Под конец первого эфира ведущие попросили зрителей по телефону задать свои вопросы и получили... всего 11 "пустых" звонков. Аудитория оказалась не подготовленной к общению, и ребята начали искать обходные пути к зрителю.

Журналисты впервые стали работать так, как сегодня рутинно делают колл-центры: обзванивали комсомольские организации (а кто еще тогда контактировал с молодежью?), вручную распространяли специальные анкеты. И вот цитата из и газеты "Комсомолец" 1985 года: "Сейчас в адрес "99-209" приходят более 1000 писем в год, а после каждого выпуска раздается до 40 телефонных звонков". Причем далеко не каждый мог дозвониться: время контакта по техническим причинам было ограничено всего получасом с момента окончания эфира.

Ведущих у "девятки" было трое. Марина Хапцова, выпускница Петрозаводского университета, на тот момент - руководитель молодежной редакции. Сергей Спиридонов, окончивший иняз нашего педиститута - известный в городе меломан. Профессиональный журналист Сергей Никулин. Они -  такие разные по жизни люди - на экране могли превратиться в единое целое и удерживать в напряжении тысячи зрителей в течение 45-митутного эфира.

Но это были лишь те, кого видел зритель. А за кадром оставались режиссеры Ирина Смирнова, Галина Мальцева, Лео Хаапалайнен, кинооператоры Александр Захаров и Виктор Яроцкий, художник Александр Пустошкин, карикатурист Дмитрий Москин и многие другие профи и внештатные авторы, без кого передача не стала бы столь популярной.

"Я ведь только основную идею передачи предложил, - сказал как-то Сергей Никулин, - а делали все вместе. Без вклада каждого она бы не получилась или была бы совершенно другая". И действительно: Марина вносила в программу женскую окраску, Сережа Спиридонов - музыкальную.

У него дома была огромная фонотека - на магнитофонных лентах, а с видео в те времена были проблемы. И тогда нашли выход. Под аудиозапись композиции группы Эмерсон, Лайк энд Палмер из альбома "Картинки с выставки"-  их обработки Мусоргского, АББА или Бони М снимали на кинопленку красивые пейзажи, музыкальные инструменты, даже проигрыватель с пластинкой, использовали фотографии музыкантов - такие были тогда наивные "клипы".

Слева направо: Александр Веснин, Анатолий Новиков, Евгений Сенченко, Виктор Яроцкий, Александр Захаров, Владимир Волотовский, Иван Траленко и Борис Конанов

Спиридонов периодически ездил на ЛенТВ с огромным рюкзаком, в котором лежали две студийных видеокассеты, которые весили тогда по восемь кило каждая. Официально это назывался "обмен опытом". На самом деле он, когда легально, а иногда и тайно, переписывал выступления самых популярных на тот момент исполнителей. Старались как могли: ну, кто бы мог представить себе, что гостями провинциальной студии могут быть группа "Аквариум" и сам Борис Гребенщиков? Коллеги от зависти умирали…

Какие сюжеты снимали для «99-209»

Смотрите видео по теме

Фото из личных архивов ветеранов ГТРК "Карелия"

Читайте далее: "Как КПСС помогала делать карельскую молодежную телепередачу"